Прошел.
В общем, как ни печально это признавать, но игра у Нати Дагов вышла зачетнейшая. Да кинцовая. Да последняя четверть игры какая-то скомканная, торопящая события, и экшено-кинцовая почти на уровне Uncharted. Я по привычке пробежал финал до чекпоинтов. То есть вообще не сражаясь с врагами. Тупо сначала выясняешь куда бежать, умираешь и потом стелсишь до чекпоинта за минуту, пока враги не очнулись, если что кидаешь дымовую завесу. Потом повторяешь, и вот мего экшоновый финал пройден за пять минут. A Vaan там с М16 бегал... Но если отвлечься от геймплейной составляющей, и обратить внимание на сюжет, то сюжет один из лучших, если не лучший из тех что когда-либо в играх появлялись. Он может вам понравиться или не понравиться, вы можете его понять или не понять, прочувствовать или нет, однако его шедевреальности это никак не изменит. Даже если учесть что там много клише. Главная его заслуга в том, что раньше сюжеты в играх вертелись вокруг событий. А тут он вертится вокруг персонажей, и именно их арки, а не событийная, играют главную роль. Почти в каждом диалоге ты видишь как герои меняются и развиваются, и видишь как это влияет на их решения. Видишь как они перенимают друг у друга различные черты. Очень душевно все сделано. Не шаблонно и карикатурно, как в ЖРПГ, а вполне на книжном уровне. Ну или киношном.
Геймлпей тут сделан исключительно так, чтобы выглядеть как можно более реалистичным. Та часть игры что посвящена зомби, неизменно начинает посасывать нейроны, отвечающие в голове за первые две части резиков. Этому помогает и апгрейд оружия, и смешивание предметов для получения лечилки, и разворот на 180 градусов, и уязвимость героев и то что каждого врага надо принимать в рассчет. Ибо если зазеваться, и рядовой зомби может послужить причиной гейм овера. Всю эту сурвайвор составляющую разбавляют разборки с людьми. Мне они казались очень скучными. Хотя иногда чувствуешь себя очень круто. Когда душишь одного врага, второго берешь в заложники, и пока его приятели думают что делать, выносишь им мозги, кидаешь заложника на землю, разбиваешь ему ногой черепушку, достаешь коктейль молотова и кидаешь его в толпу бегущую на выручку своим непутевым коллегам. Они все начинают орать и кататься по земле, но один выживает, и бежит на тебя с топором, ты бросаешь ему в грудь кирпич, и ставишь точку в разборке, смачно вписывая колено в его лицо. А что поделать, ограниченные боеприпасы заставляют действовать креативно. Ну и стелс тоже забавен. Можно врагов бутылками отвлекать, ставить мины ловушки, кидать дымовые гранаты и под завесой дыма раздавать всем тумаки, что прикольно, это один з немногих стелсов, где врагов можно цеплять из-за угла, пока они думают что же это такое выскакивает за долю секунды из-за поворота. Боевка мне почему-то напомнила знаменитую разборку из "Олд Боя" в коридоре, в общем и целом. Все это разбавляется долгими моментами когда персонажи тупо идут и разговаривают, исследуют заброшенные дома, решают пространственные задачки по переносу досок и лестниц. По мне так, эти добрые почти квестовые моменты - лучшая часть игры. И именно их не хватало анчартеду. И именно из-за этих моментов разговоров и эксплоринга, игра чем-то неповторимо напоминает Резидент Евил. В котором тоже, как мы помним, эксплоринг был грамотно смешан с экшеном. Кинцовый эскплоринг - это ноу хау разработчиков и они должны его запатентовать. Кстати, еще тут интерфейс очень на резик похож. Тоже полоска с делениями вокруг значка с оружием. И 100% мейли атака после оглушения, взятая из 4-ой части. Как и сама идея напарника. Вообще, Элли, очень напоминает доведенную до ума Эшли. Видно, что разработчики очень хорошо проштудировали азы жанра сурвавал хоррор. Не зря многие замечают, что по видео, игра очень напоминает The Evil Within. Кстати, каждая локация сделана по типу маленького сендбокса. В котором можно 1000 вариантами врагов мочить. Вот первый видос из игры, многим показался кинцом. Но я вот то место совершенно по другому проходил. Есть конечно, кинцовые места, но их не так много. первые 75% игры в этом плане имеют почти идеальный баланс.
Короче, даже мне, при всей моей нелюбви к кинцу и жанру екшен, игра понравилась. И как ни крути, она представляет из себя знаковое явление, и вещь за которую Нати Дагов будут помнить. Для каррент гена это почти тоже самое, что и Резидент Евил 4 для паст гена. Если Рези 4 загнал шутаны в рамки кинца, то Зе Ласт оф Ас сделала то что находится в этих рамках, практически идеальным, и вернула жанр к тому с чего он начинался, доведя изначальную формулу до логического конца. И реально, если бы из финальной части не росли уши анчартеда и 1000000 других экшенов, я бы даже стал фантом. И по сюжету можно хоть сейчас кино снимать и оскара получать. Вообще работа Сони в направлении вывода игр из детсада очень радует. После Зе Ласт оф Ас, понимаешь, что раньше игры по большей части были карикатурными, в плане сюжетов. Это наверно единственная игра, сюжет которой можно выдвигать на Оскара. В Каннах навряд ли прокатит, а вот Оскара запросто.