Прошло несколько дней как прошел игру, прошел абсолютно все миссии как главные так и побочные. Последние пару дней переваривал пройденное.
"Обзор" разделю на две части - геймплей и история/в целом. Во второй часте будут спойлеры, так что читайте на свой страх и риск.
1. Геймплей
Начну с хорошего - Phantom Pain лучшая игра в серии когда дело доходит до механики игры. Стелс тут доведен до идеала, по моему лучшего стелся вообще нет ни в одной другой игре. Враги ведут себя реалистично, паттерны есть только у патрулей, некоторые враги передвигаются рандомно, могут при встречи с другим NPC начать с ним разговор и так далее, никаких скриптов. На удачу операции влиет множество факторов - от погоды и времени суток, заканчивая комуфляжем. Некоторые "костюмы" например подовляют шум и скрывают с инфракрасных приборов, но у них нет комуфляжа. К миссиям подходить можно множеством способов, разные тактики стелса - летальный, не летальный ну или полный рэмбо боевой подход.
Не малую роль в этом играют "напарники", разные напарники подходят под разные роли - D-Dog (собака) для стелса очень хороша, так как может "помечать" врагов находящихся близко, но вне зоны видимости, например за углом, D-Horse (лошадь) подходит очень хорошо для миссий где нужно много передвигаться, например где нужно останавливать вражеские колоны техники в разных частях карты, D-Walker (мини Metal Gear) отлично подходит для Рэмбо забегов с его мини-ганом и ракетами, хотя у него так же есть и стелс ориентированые функции, ну и [HIDE]Quite[/HIDE] подходит почти в любой ситуации, будь то стелс или нет, что-то среднее между меком и собакой, хоть увидеть враго через стену и не получится, но пометить тех что видно снаруже можно будет как и получить огневую поддержку если стелс провалиться.
В общем игра поддерживает стили на любой вкус.
Теперь немного о спорных моментах. Вся суть игры вертится вокруг событий послй Peace Walker и Ground Zeroes, а именно на перестривание армии Биг Босса с новым именем - Diamond Dogs. Об этом больше в сюжетной части обзора. Но в геймплее это выливается в базу с микроменджментом ресурсов, людей и прочего. Я так понял эта фишка в более простой механики была еще в Peace Walker, который я не играл. По сути это геймплей для мобильных телефонов и веб браузеров - грайнд материалов, миссии занимающие реальное время (2-3 часа), рекрутинг персонала, апгрейды залоченые за уровнем "секции базы" (медецинская, техническая, боевая и т.д.), при этом даже если ты заграйндил нужнвый уровень и материалы, то даже апгрейды требуют времени на разработку. При этом не реального, а внутриигрового. То есть не получиться поставить апгрейды на разработку и уйти например на работу или поспать, игра должна быть запущена, либо счетчик приостоновится. Создает не нужное замедленее прогресса. Так например я прошел абсолютно все миссии и сайд квесты, многие миссии по нескольку раз для S ранка и для выполнения дополнительных заданий в тех миссиях, и у меня все равно не открыты все апгрейды. Ресурсы и персонал можно собирать как в игре, так в онлайне. По средством эвакуации на воздушном шаре. Да в игре есть онлайн режим, что-то сродни вторжениям в Dark Souls.
Можно вторгаться на чужие базы, воруя ресурсы и людей, для своей базы. Вроде не плохо, но очень быстро приедается. При этом это единственный способ получить рекрутов уровня S-S++ в игре, кроме 6 что дают за полное прохождение, по крайней мере в самой игре я не встречал персонал с навыками выше чем А++. То есть если хочешь прокачать все секции базы до 50+ уровня, прийдется немного поиграть в онлайн.
В целом это мелкие погрехи, вся мишура с базой абсолютно не нужна если не собираешься выбивать S ранки в миссиях, в том числе в очень сложных, так как для них действительно нужно оборудывание получше.
2. Сюжет и мысли в общем об игре и серии - !!!будут спойлеры
В том числе будут спойлеры концовки и серии в целом, секция с серьезными спойлерами концовки будет помечена отдельна, для тех кто не прошел еще игру.
Игра это попытка Кодзимы убрать все несостыковки серии и объденить все в одную гладкую вселенную, не оставив пробелов. И игре это полностью удается. Если будет новый MGS - я даже не знаю, о ком и в какую эпоху. Если MGS4 закончила историю Солид Снейка, то MGS5 полностью закончила историю Биг Босса и убрала все несостыковки, над которыми фанаты ломали головы и списывали на то что игры выходили на разных поколениях консолей и с большими интервалами. Не знаю, имел ли Кодзима всю картину с самого начала, либо попытка убрать все несостыковки из серии вылились в сюжет MGS5. Игра связаывает все игры и персонажей в единую линию повествования. Это Магнус Опус Кодзимы.
Действия игры разворачивются через 9 лет после событий происходящих в Ground Zeroes, Биг Босс просыпается из комы в госпитале на Кипре. Не успев отойти от 9 лет забвения, мы узнаем что за Боссом все еще идет охота и ему предстоит пластическая хирургия и времени очень мало. Конечно же на госпиталь нападают и Биг Босс еще не отправившись от атрофии еле еле выбирается с помощью соседа по палате (с забинтованным лицом из трейлеров).
Помимо неопознаных солдат за Снейком ведет охоту молодой Психо Мантис (третий ребенок) который каким то образом контролирует труп Волгина из MGS3 в огне. И это в самом начале, которое задает отличный темп и создает неплохой накал страстей. После успешного побега из госпиталя мы встречаемя с Оцелотом, который нам помогает сбежать с Кипра и предлогает найти Миллера, который находится в плену в Афганистане. Отсюда и начинается игра.
Перед Снейком и его новой организацией стоит большая задача - найти ответсвенных за нападение случившееся 9 лет назад, а именно "Черепа" из Ground Zeroes и узнать его планы.
Первая часть игры посвящана этому. И для многих игроков знакомство с MGS5 закончится на этом, с завершением первой части. Но в игре есть вторая часть, более глубокая и которая является кульминацией как игры, так и серии. Спрятанная за ширмой эдакой New Game Plus. Нужно проходить повторяющиеся миссии, в том числе на очень высокой сложности после которых начнется вторая часть игры или эдакий эпилог.
Дальшей спойлеры развяки как игры, так и серии
[HIDE]В эпилоге Снейк ставит под вопрос всю мотивацию его действий, почему он продолжает делать то что он делает. Почему люди ради которых он рисковал и которые обязаны ему жизнью пытаються его саботировать, и почему те кто ему дорог и кто верен до конца умирают, начиная от The Boss и заканчивая Quiet, которая жертвую собой спасает снейка. Это отдельный момент, в этой же части игры раскрывается ее характер, ее история и почему она не может говорить. И самое главное, ее убивает то что она заговорила, чтобы спасти Снейка. Очень эмоциональный момент игры:
Но остальные которых Снейк спас не только поставили его под угрозу, но и его близких людей и его мечту - создание мира без границ. Ликвид, который еще ребенок и которого Снейк спас постоянно саботирует базу ставя персонал под угрозу. И Эммерих, который сначала помог Ликвиду украсть Metal Gear, потом выпустил паразитов и фактически убил огромную часть персонала базы, чтобы не дать заразе распространиться Снейку приходится убить каждого из них, в то время как как Эммерих винит его в их смерте. Но после событий с паразитами, Оцелот узнает что это Эммерих кто их выпустил. Он и Миллер пытаются убить лицимера Эммериха, но Снейк в очередной раз спасает его жизнь, не взирая на то что тот виновен в утрате Метал Гиира, смерти огромного количества людей, а так же оригинальной атаки 9 лет назад.
В этот момент происходит переломный момент и Оцелот раскрывает Снейку всю правду. Он не Биг Босс, он один из подчиненых который был со снейком в вертолете во время взрыва 9 лет назад и что ему промыли мозги, чтобы он верил что он Биг Босс и что он нужен для того, чтобы настоящий Биг Босс продолжал действовать за сценой. Он всего лишь "фантом", но при этом он так же Биг Босс, и не важно что оригинальный. И с этого момента рождается Веном Снейк (Venom Snake) - наш протоганист. События MGS5 сделали из него нового Биг Босса, при этом они его поменяли. Смотря на утрату близких людей, а так же предательства людей которым он помогал он искажает идеологию оригинального Биг Босса - вместо мира без государств, идеологий и границ, он создает Outer Heaven государство для воинов без идеологии. Именно он является Биг Боссом которого убил Солид Снейк в первом Metal Gear, и именно поэтому Биг Босс появляется в конце MGS4, так как Снейк убил Веном Снейка (фантома из MGS5) в то время как настоящий Биг Босс продолжил оперировать за кулисами.[/HIDE]
В общем игра удалась, она закончила всю нить истории, убрав пробелы и несастыковки. Но при этом Кодзима сумел добавить новых персонажей, со своими историями и мотивициями, такие как Quiet.
Игру я бы рекомендовал либо любителям качяественного геймплея, либо тем кто хотя бы бы прошел MGS3 и MGS4 и знаком с событиями в MG1/2 и MGS1/2. С геймплейной точки зрения - игра лучший стелс на рынке, но для людей незнакомых с историей Metal Gear будет очень сложно оценить глубину сюжета.
P.S.
Отдельно хочется похвалить песьню которая является заглавной темой, очень удачно подобрана, особенно когда видишь всю картину целеком. В игре она играет ровно два раза - в самом начале и в самом конце. Слова подходят идеально. [HIDE]Человек который продал мир - Веном Снейк продавшим идею The Boss мира во всем мире которую продолжил Punished Snake в угоду идеального собственного мира в лице Outer Heaven[/HIDE]