За более чем 20 лет игрового стажа, пожалуй ни одна игра не вызывала у меня такого количества эмоций. Причем эмоций совершенно противоположных от злобы и разочарования до абсолютного восхищения.
Пятая часть получилась очень рваной игрой, в прямом смысле этого слова. Начнем с того, что для понимания происходящего игроку обязательно нужно пройти Ground Zeroes, без этого вы пропустите всю завязку игры. Но это мелочь потому как дальше Phantom Pain разорвана куда более жестко.
Начинается игра вполне в стиле MGS, классная постановка, безумные персонажи, много действия. И вот ты думаешь, Кодзима реально мастер, и ждешь 20 часового приключения с горой роликов, боссов, ну как обычно.
И тут игра наносит первый удар, сразу после пролога нас отправляют в Афганистан. А дальше происходит вещь которую довольно трудно переварить... игра просто умирает. Следующие 10 часов не происходит практически ничего, миссии созданы по жесткому шаблону. Вылетаем на задание, слушаем легенду, высаживаемся, эвакуируем цель, улетаем. Не будет никаких героев, не будет диалогов, не будет ничего. Найти npc эвакуировать или убить, это все. Честно сказать у меня есть сильное подозрение, что эту часть игры отдали каким нибудь индусам на аутсорс. И возможно потом эту основу должны были наполнять сюжетным содержимым. Потому как к самому геймплею у меня притензий особых нет, главный вопрос к сюжетной части. Почему все миссии это голый движок? Как такое возможно в многомиллионном блокбастере? Ответ на этот вопрос я получил, но ближе к концу игры.
Сразу скажу, что местами игра все же оживает, миссия с Квает очень крутая, следующая после нее тоже хороша. И даже возникает надежда, вот он настоящий MGS, сейчас шестеренки закрутятся. Но надежда довольно быстро умирает, и сразу скажу, что примерно до 27й главы мы так и будем проходить эти одинаковые миссии в одинаковых локациях.
Тут надо вспомнить, что сериал всегда был очень органичен, и строился по четким и понятным правилам. Смотрим ролик, что то происходит, дальше геймплей с решением задачи, опять ролик, босс. Как то так.
В Phantom Pain эта логика практически уничтожена, и если геймплейные миссии полностью сюжетно необитаемы. То ближе к концу игры начинают появляться чисто сюжетные миссии, в которых геймплея не будет вообще . Такое ощущение, что авторы взяли весь материал и скинули его в конец игры. Почему нельзя было раскидать экшн сцены по всей игре? Зачем вы заставляете игрока проходить 27 унылых миссий без какого либо сюжетного разнообразия?
И вот когда ты уже с увереностью похоронил проект, начинается миссия 28. С нее игра полностью преображается и становится живой. Перед заданием нам не зачитывают унылый текст, а показывают экшн сцену, далее босс, опять ролики, опять босс, одновременно с этим что то говорят по рации, крутые диалоги, на экране происходит эпик. И вот ты уже готов простить Кодзиме ущербные 27 первых миссий, потому что последние 4 это настоящий оргазм, шедевр, и 10 из 10. Во время титров ты в экстазе, и задаешь только один вопрос "почему так мало?".
А дальше происходят совсем уж странные вещи.
После титров появляется заголовок "глава 2", и нам предлагают пройти игру еще раз, на более высокой сложности. В принципе обычная практика, если бы не одно большое но. Прохождение игры второй раз, как бы странно это не звучало, это прямое продолжение истории! Причем все самое интересное находится именно в этом продолжении. Дело в том, что миссии остаются старыми, но теперь между ними появляются ролики, причем не просто какие то формальные кадры, а реально вся та история которая отсутствовала в первой главе. Тут раскрывается судьба всех персонажей, только тут мы увидим настоящюю концовку, более того здесь будет парочка реально крутых миссий которых не было в первой главе (миссия в лазарете, вообще нечто).
Понять кому в голову пришло так извратиться над игрой совершенно невозможно. Маразм достигает предела когда нужно перепроходить бой с Квает. Она в вашей команде всю игру, но тут поступает задание ликвидировать загадочного снайпера, а после боя вам заново показывают ролик с прибытием героини на базу. Это просто за гранью. Такое ощущение, что Кодзима не успел собрать игру, и весь материал тупо записали на диск как было. Ведь проходя вторую главу, ты четко видишь, что ролики созданы под конкретные миссии. То есть материала было отснято ровно на полноценную игру, и между всеми миссиями должно было быть какое то действие.
И тут ты уже сам складываешь картинку целой игры в голове. И понимаешь, что это реально должен был быть шедевр. Вся сюжетная линия Квает, лучшее что я видел в играх. История босса и черепа тоже безумно крута. Музыка, постановка, визуальная часть, геймплей, все поднимает сериал на новый уровень, близкий к совершенству.
И если после первой главы у меня был вопрос "почему так мало?". То после второй мое сердце обливалось кровью, а вопрос был "что же вы наделали?".
Какой идиот собирал игру? Зачем вы убрали практически все самое интересное туда куда доберуться только единицы игроков? А даже те кто добрался, будут в недоумении, ведь эффект в любом случае подпорчен, потому что нам дали не цельный продукт, а какие то рабочие материалы распиханные по игровому миру.
У меня есть несколько предположений на этот счет.
Кодзима обиженный на konami, решил замутить такой безумный монтаж, чтобы отомстить.
И более вероятный вариант, после увольнения Кодзимы готовый материал, просто не смогли нормально собрать.
В пользу этого предположения можно привести вырезанную концовку Элая. Законченную концовку героя, тупо не вставили в игру. Его сюжетная линия просто обрывается, без каких либо обьяснений. Причем сцена была готова, в ней нет лишь анимации губ героя в последнем диалоге. Можно посмотреть на ютюбе. Я когда об этом узнал, чуть не подавился.
Если так оно и есть, и Кодзима не монтировал финальную версию. То желаю Konami вечно гореть в аду. И жду режиссерскую версию, с правильной последовательностью роликов, и всеми сценами.
В Phantom Pain проделана огромная работа, тут и живые актеры, и крутая музыка, и тонны внутриигрового контента. Все для шедевра здесь есть, но собрано это так, как будто разработчикам стучали в дверь кувалдой, а они в панике скинули весь материал на ближайший диск, да так и оставили.
Я в трауре, на моей памяти не было игры которую бы так изнасиловали, втройне обидно, что это именно mgs, и потенциально лучшая его часть.