Все восхваления оригинальной (по крайней мере на тот момент) боевке и все упреки в сторону тормозов, а также малого количества шмота и вообще малого количества контента в игре, справедливы. По боевке могу упомянуть лишь один выбесивший меня момент - когда в побочной миссии нужно было рубить щупальца какой-то подводной твари, для отсечения их приходилось использовать супер-атаку, которая при прицеливании замедляла весь мир вокруг - но не сами щупальца! Тугие лучи поноса точечно били по направлению усов Сакагучи, пока я с матюками раз за разом пытался успеть прицелиться чертовым виимоутом по единственному в игре врагу, которому было наплевать на замедление во время прицеливания... Но да, в целом игра смогла показать нечто свежее и оригинальное в плане геймплея, почему-то особо запомнились круги для призыва новых монстров с целью прокачки, это удобно - ну и всякие ситуационные фишки типа наносящего урон пола.
А вот с сюжетом всё сложно. И дело даже не в том, что вся середина игры тянется невыносимо долго, когда ты уже давно исследовал все доступные локации и осталось лишь развлекать себя сайдквестами, пока остров плывет к своей цели. Проблема в том, что все эти "финалочные" штампы, которые Сакагучи притащил в игру из сказочных ФФ9 и Хроно Триггера, в сеттинге аля Вагрант Стори выглядят как лютый маразм. Ну не лепится оно сюда совершенно, в итоге вместо волны ностальгии и радости узнавания возникает ощущение, что тебе с телевизора престарелый Петросян травит болезненно несмешной анекдот, над которым ты в последний раз смеялся в дошкольном возрасте, а теперь он вызывает лишь кринж. Форма не соответствует содержанию, проще говоря - и в моем случае это очень сильно повредило общему экспириенсу... Но опять же, по итогу игра того стоила, уж какая есть.