Статья!
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Проблема профилактики преступности среди несовершеннолетних не теряет своей актуальности ни в социально-историческом, ни в государственно-национальном аспекте. Это вполне объяснимо, так как не зависимо от уровня этого вида преступности в данной стране и в данный период развития общества, общая криминальная ситуация в будущем напрямую зависит от масштабов этого явления в настоящем.
По справедливому мнению ряда авторов, детерминанты преступного поведения несовершеннолетних образуют комплекс из наследственно-биологических, социально-средовых и патопсихологических факторов [Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д., 2005]. Тем не менее, очевидна целесообразность и детального, пофакторного изучения этих влияний. Это позволит разрабатывать более конкретные профилактические мероприятия, выполняющие роль «заслонов» на пути отдельных деструктивных воздействий на психику несовершеннолетних. Целесообразность сосредоточения усилий на данном направлении обусловлена и тем обстоятельством, что именно детская и подростковая преступность наиболее чувствительна к профилактическому вмешательству.
В последние годы в мировой прессе появляется все больше публикаций о шокирующих общество жестоких преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Пытаясь разобраться в причинах, толкнувших малолетних правонарушителей на такие бесчеловечные акты, авторы ряда публикаций наталкиваются на факты увлечения будущими преступниками компьютерными играми агрессивного содержания. При этом исследователи задаются вполне логичным вопросом: не явилось ли преступление в реальной жизни копированием образцов насилия, усвоенных подростками в этих играх?
Реагируя на запросы общества, представители зарубежной науки в последние годы посвящают все больше своих исследований этой проблематике. Российские разработки в данной области, в силу ряда объективных причин, еще немногочисленны.
Усилия ученых сосредоточены на следующих основных направлениях: психологический анализ и классификация всей аудиовизуальной игровой продукции, исследование механизма образования психологической зависимости (аддикции) от данного вида игр, выявление личностно-психологических коррелят увлеченности компьютерными играми. Но в контексте проблемы преступности несовершеннолетних наиболее актуальной нам представляется задача установления не только корреляционной, но и причинно-следственной связи между увлечением подростками компьютерными играми, содержащими сцены насилия, и характеристиками отдельных составляющих их структуры личности, которые, в свою очередь, могут обуславливать и их преступное поведение. Степень нашего изучения этой проблематики позволяет сделать вывод, что не все в этом вопросе вполне очевидно.
Так, в частности, результатом ряда российских и зарубежных исследований психологии несовершеннолетних «игроков» с относительно длительным стажем явилось выделение у них характерных личностных переменных, которые высоковероятно могут выступать как промежуточные факторы, формирующие в дальнейшем мотивацию преступного поведения подростков [Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В., 1991].
В научных работах других авторов, посвященных психологии подростков-правонарушителей, у них выделен ряд сходных психологических характеристик, таких как повышенная агрессия, психопатия, тревожность, нарушение общения [Frick, 1999; Гиндикин В.Я., Гурьева В.А., 1999].
При этом, остается открытым вопрос: меняется ли деструктивно личность несовершеннолетнего под воздействием игр, содержащих сцены насилия и немотивированной жестокости, либо, напротив, подростки с соответствующими психологическими особенностями выбирают аудиовизуальную продукцию преимущественно такого содержания. Более, того, высказываются мнения о положительной роли данных игровых ситуаций, позволяющих снимать излишнюю агрессию как детям, так и взрослым вне реальных межличностных отношений.
К этому стоит добавить, что некоторые исследователи [С.А. Шапкин, 1999] считают, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной.
В результате проведенного нами предварительного изучения информации о фактах совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием аудиовизуальных игр, установлено, что в период с 2003 года по настоящее время уголовные дела указанной категории следователями органов внутренних дел не возбуждались и не расследовались. Результаты проведенных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних также не содержат выявленных фактов совершения ими преступлений под воздействием данных игр.
Кроме этого, с использованием ресурсов Интернет нами проведено пилотажное исследование связи между опытом увлечения подростками «жестокими» играми и степенью их личностной агрессивности и враждебности. Игровой опыт каждого опрашиваемого определялся по сумме стажа в каждой игре, степень «жестокости» которой по десятибалльной шкале оценивали сами участники исследования. Расчет коэффициента корреляции между величиной опыта и индексами агрессивности и враждебности, полученными с помощью теста Басса-Дарки, показал отсутствие достоверной связи между этими показателями.
При этом, в ходе исследования участники опроса сообщали о своих сверстниках, имеющих сходный опыт в играх, содержащих сцены насилия, но при этом различную выраженность и направленность социальной адаптации. В целом, по их мнению, преступное поведение их сверстников не обусловлено увлечением компьютерными играми.
Вместе с тем, следует согласиться с базовыми положениями возрастной психологии о наличии ряда критических периодов в процессе развития и созревания личности. Особенно важны эти периоды в детском и подростковом возрасте, когда происходит усвоение индивидом социально приемлемых паттернов поведения, закладываются адаптационные психологические механизмы. Неблагоприятное воздействие средовых факторов в этом возрасте, таких как семейное неблагополучие, влияние асоциально настроенных сверстников, негативные образцы поведения, получаемые из различных средств массовой информации и ряд менее значимых влияний, формируют такие негативные личностные образования, исправить которые человеку практически невозможно в течение всей последующей жизни.
К числу внешних средовых воздействий для несовершеннолетних следует относить и компьютерные игры, ассортимент которых сейчас стремительно расширяется. Разработчики этой продукции с каждым годом предлагают все более совершенные по красочности и реалистичности игрового пространства игры. Особенно пристального внимания в контексте рассматриваемой проблемы заслуживает класс так называемых «ролевых» игр, отличительной особенностью которых является принятие играющего на себя роли компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. В результате достигается максимальная включенность играющего в игровую ситуацию, своего рода интеграция человека с компьютером, а в особых случаях – процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным героем. При отсутствии специальных исследований можно только предполагать степень криминогенного влияния этих игр на подростковую среду.
В целом, логично предположить, что усвоение и закрепление через компьютерные игры с самого раннего возраста насильственных способов разрешения межличностных конфликтов, понижение порога чувствительности к страданиям противника и нарушение адаптации к социуму в условиях реальной жизни не может не являться причиной, так называемого, отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
В этой связи уместно указать на разработанные в ряде западноевропейских стран и США рейтинг-классификаторы компьютерных игр, которые дифференцируют последние в соответствии с содержанием в них элементов насилия и секса по возрастным категориям пользователей. Одним из путей решения проблемы уменьшения негативного влияния компьютерных игр на подростковую преступность в России могло бы стать подробное изучение научной обоснованности указанных выше зарубежных систем ограничений и создания по его результатам аналогичной системы в нашей стране.
Вместе с тем, очевидна и актуальность дальнейшего углубленного изучения влияний компьютерного игрового пространства на формирование психики несовершеннолетних. Дать научно-обоснованные ответы на многие вопросы в этом направлении могли бы широкие лонгитюдные исследования с привлечением специалистов из ряда областей знаний: юристов, психологов, педагогов, медиков. Причем значительное место в части этих исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на преступность несовершеннолетних, должны занимать отрасли правовой науки.
Список использованной литературы:
Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005.
Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г. Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991.-№ 3. С. 27-39.
Frick P.J. Conduct Disorders and Serve Antisocial Behavior. New York: Plenum Press, 1999
Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. М., 1999.
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.
P.S. billi, Прокоментируйте лучше мой предыдущий пост, на второй странице!!!