Со страниц журналов "Наука и жизнь", мне порой приходилось знакомиться с болидами Формула 1. Но из-за специфики того времени (детство) обзоры мировых авто шли в ограниченном политическим регламентом русле. Тогда не показывались современные зарубежные болиды класса формула 1, а показывались кузова, которые остались в истории. Из современных, в привычном для моего детского глаза со страниц газеты За рубежом, демонстрировались лишь какие-нибудь "болиды" производства Горьковского автомобильного завода. Видимо всё это делалось для того, чтобы не принижать "достижения" Советского автопрома. Ведь верх инженерной мысли все достижения для постижения вершин скоростей и попыток скрестить колесо с асфальтом сосредотачиваются здесь – в соревнованиях Формула 1.
Джон Франкенхаймер снял свою первую и очень хорошую картину о мире предельных скоростей, о мире, который смотрит с вершин олимпа на всё, что движимо колесом. В детстве,когда я рассматривал картинки со страниц упомянутого журнала, кроторый от понятия "глянцевый" далёк как Харон от Луны, я и представить не мог, насколько заезды на сверхскоростных болидах той эпохи опасны для жизни. "Если бы каждый из нас задумывался над тем, что значит врезаться на скорости 250 км/ч в дерево, то никогда не сел бы им управлять". Такой фразой один из героев картины своим голосом сопровождает трансляцию заезда в Монако. Фильм 1966 года. Но ощущение драйва и кричащих мощностей передаётся зрителю настолько легко, что я с первых минут просмотра так и почувствовал, как это страшно не то, что сидеть за болидами тех времён, но и гонщику, используя все возможности от табуна лошадей перед собой, уметь не дать налететь своим колесом на колесо преследуемого противника. И это ощущение от мастерски проведённых съёмок нарастает с каждым набором кругов. Пока, наконец, из-за поломки не свершается ошибка, с которой мне, например, так и не желалось познакомиться.
В общем, посмотрел сейчас
фильм "Гран при". Классный! Повествует о личной жизни четырёх автогонщиковх, и сюжет развязывается вокруг случившегося в самом начале инцидента, чуть не оказавшегося трагическим для одного из них. Но тот выживает и, пытаясь пережить тяготы в личной жизни из-за специфики выбранной профессии, и, залечивая раны, мечтает о продолжении карьеры. Ещё не совсем оправившись, он доказывает, что способен не только управлять, но и побеждать. Но так ли это? И желание быть первым не мотивировано лишь эйфорией любопытной и жадной до опасностей зрительской аудитории? И о том, насколько важным является для автогонщика понять, когда он устал, а когда способен продолжать побеждать.
1966 год. Но возраст фильма лишь слегка выдаёт киноплёнка и звук. А съёмка движения с камерой на болиде, и всё те достижения, к которым пришли десятилетия спустя в технике подачи трансляции соревнований – всё в этом классном фильме.
На очереди у меня два других: "
Победители" 69-го года с Полом Ньюмоном; и "
Ле Манн" 71-го года со Стивом Маккуином. Весь в предвкушении, в общем.
