Вот решил себе позволить написать небольшой обзорчик по Steel Diver 3 DS. Я долго думал, заслуживает ли данная игра отдельной темы или просто стоит оставить свои впечатления о ней в разделе 3DS, но в итоге пришел к выводу, что Steel Diver – это все-таки новый IP от Nintendo и достоин некоего выделения. С самого начала лично для меня эта игра была must –buy и я даже подумывал о приобретении американской 3 DS, чтобы получить игрушку в день официального релиза вместе с новой консолью. Но появившиеся отзывы и, самое главное, подозрительно оперативный запуск 3 DS в России заставили меня немного охладить свой пыл и подождать европейской премьеры. Конечно же, никакие оценки критики не остановили бы меня от покупки данной игры. Хотя, признаюсь, меня несколько удивила единодушная беспощадность игровых критиков к данной игре (средний бал -6,3 или 6,5 я не помню, но все равно позорище ) в отличие от реакции на Pilot Wings, которая даже у меня не вызывала и не вызывает ни малейшего энтузиазма. В отношении Steel Diver никто не сделал скидку на то, что это все-таки игра для портативной приставки и , в первую очередь, лонч-тайтл. Может быть это и правильно. Steel Diver- это проект от самой Nintendo и любой ее продукт должен соответствовать знаменитому качеству Nintendo без всяких оговорок. На самом деле Steel Diver игра хорошая, честно. Всем понятно, что идеальных игр не бывает, при желании можно найти кучу негатива и в Shenmue и в Ocarina of Time. Дело в том, что Steel Diver с самого начала даже и не думала претендовать на уровень Mario, Zelda или даже Starfox, но, тем не менее, стала достаточно качественным проектом, хорошо демонстрирующим некоторые возможности новой игровой системы. И так по порядку 1)3D и графика. Здесь все ОК. 3D эффекты хоть и не вызывают изумления, но выглядят вполне достойно, особенно на застваках. В игровом процессе 3 D ощущается, но не бросается в глаза и, самое главное не контрастирует с окружением (например в Pro Evo Soccer 3DS игроки выглядят убедительно трехмерно, но в ту же очередь резонируют с убогим двухмерным бекграундом в результате чего складывается впечатление, что футболисты играют в картонной коробке, обклеенной изнутри аляповатыми и совершенно плоскими фотографиями и с изображением трибун и замерших болельщиков). Основное действие игры( Mission mode – основной режим) происходит в подводном мире и морские глубины с неровностями дна и рифами выглядят вполне симпатично, благодаря удачному освещению. В режиме Periscope mode модельки кораблей оставляют желать лучшего, но на это не сильно обращаешь внимание, так как видишь их в перископ (через окуляры…) и издалека. К тому же игроку практически не дается времени на раздумье или созерцание -нужно как можно быстрее торпедировать вражину, пока тот не свалил за горизонт или забросал тебя глубинными бомбами. Как итог- Steel Diver не самая зрелищная игра на 3DS, но атмосферу подводного приключения и морского боя передает достойно. 2)Управление. Все действия выполняются тач-скрином. Кнопки практически не задействованы (единственное исключение- возможность альтернативного запуск торпед в режиме Periscope mode, хотя лучше это делать тач скрином ) . Если честно, управление нельзя назвать интуитивным, хотя к нему быстро привыкаешь. Мне оно напомнило сразу 2 игры- Railfun (трейн сим для PS3) и Trauma Center (для DS). В режиме story missions игрок управляет 3 типами подводных лодок – малой, средней и большой. Малая- самая маневренная. На нижнем экране 3DS игрок видит как бы панель управления в рубке подводной лодки - с 2 двумя рычагами и экраном сонара, а так же с панелью запуска торпед. Один рычаг регулирует скорость, второй глубину погружения. Соответственно их нужно постоянно двигать вверх и вниз, чтобы управлять лодкой, заставляя ее огибать неровности дна или нацеливаться на вражеский корабль. Одновременно нужно следить за запуском торпед, которые уничтожают не только суда противника, но и мины , глубинные бомбы и большие валуны, преграждающие путь подлодке. После столкновения с любым препятствием или в результате атаки бомбами, лодка получает повреждения и в некоторых случаях на экране появляется индикатор «пробоина» . Чтобы устранить течь, пробоину нужно затыкать, наставляя на нее стилус и удерживая ее (аналогия с Trauma Center). А еще нужно не забывать посматривать на уровень кислорода (шкала) и не забывая пополнять его, всплывая на поверхность. Всплытие не только дает воздух, но и восстанавливает шкалу здоровья лодки. Но на восстановление требуется время и к подобному приему нельзя прибегать слишком часто, так как тикает таймер, отмеряя общее время, выделенное на прохождение самой миссии. К управлению средней и большой лодками добавляется еще и штурвал, регулирующий высоту подъема носа субмарины. Ээто нужно для всплытия, преодоления препятствий и наведения на цель, так как торпеды у этих лодок запускаются с аппаратов расположенных на носу. Для сравнения - у маленькой лодки есть еще и ракеты, стреляющие вверх. Все вышеописанное звучит достаточно устрашающе, но на самом деле к этому можно быстро привыкнуть. В режиме Periscope mode (по геймплею- улучшенная копия аркады 70х годов прошлого века с названием «Морской бой») на нижнем экране дается торпедная панель и 2 рычага. Первый –это зум (приближаешь объект), а второй – руль глубины, позволяющий нырнуть в нужное время и избежать попадания глубинной бомбы. Здесь все просто и удобно, если не пользоваться зумом (теоретически он помогает оценить расстояние до цели, скорость ее движения и рассчитать нужное время для запуска торпеды, но на практике удобнее обходиться без него ). Самое забавное в этом режиме – это наведение на цель. Оно осуществляется гироскопами. Т.е приставку нужно вращать , держа ее перед собой или вращаться самому, чтобы поймать корабль противника в прицел перископа и после запуска торпеды со злорадством понаблюдать за его затоплением. Данная схема управления одинакова для всех субмарин в режиме Periscope mode. 3)Игровой процесс. Главная составляющая любой игры. Steel Diver предлагает нам 3 режима: Mission Mode, Periscope mode и Steel Commander. a)Mission Mode- основной режим по замыслу разработчиков, как мне показалось. В нем мы управляем одной из трех подлодок. Цель- пройти отрезок за выделенное время из точки А до точки Б, преодолевая препятствия и сражаясь с врагами (классический скроллер слева на право). Хотя с врагами можно и не сражаться, главное доплыть до финиша, а затем всплыть (тогда включается режим Periscope mode в качестве бонуса ) и торпедировать как можно больше кораблей противника, получая за это бонусы (декали). Декали- это средства улучшения подводной лодки. Т.е определенная декаль улучшает один из параметров субмарины- скорость , дополнительная защита от повреждений и т.д. Но чтобы улучшить параметр нужно собрать 3 одинаковых декали, а это не так просто сделать (они даются в случайном порядке и чтобы поручить все 3 придется проходить уровень снова и снова. ) Всего в режиме Mission Mode – 7 уровней. 5 из них доступны сразу же после начала игры, 6 и 7 открываются после прохождения первых пяти всеми 3 лодками. После прохождения всех уровней становится доступен Expert Mod (о его особенностях я пока рассказать не могу, так как пока его не открыл.) На самом деле все достаточно увлекательно, несмотря на то, что разработчики практически принуждают тебя проходить один и тот же уровень по нескольку раз. b)Periscope mode- отдельный режим, в точности повторяющий бонусные подуровни из Mission Mode. В Periscope mode доступны 3 варианта игра – уничтожение кораблей противника в спокойном море, в шторм и охота за подлодками. За прохождения режима никаких бонусов не полагается, лишь дается возможность улучшить свой результат. Играть в Periscope mode на первых порах одно удовольствие, но, к сожалению, увлечь игрока он сможет лишь на некоторое время из-за отсутствия реальной мотивации ( нет бонусов, нет увеличения сложности, нет разнообразия кораблей и т.д) c)Steel Commander – самый неоднозначный режим (мне он показался каким-то чужеродным). По геймплею он похож на Морской бой в тетрадке, где караблики расположены на квадратиках карты и скрыты от противника «туманом войны». Ваша цель- потопить транспортные корабли противника или уничтожить его подводную лодку, сохранив свою и/или свой транспорт соответственно. Помогают тебе в этом эсминцы. Насколько я понял, Steel Commander задумывался как стратегическая игра/режим, но на самом деле в нем доступно только 2 варианта «стратегий» - потопить вражеский транспорт, избегая столкновений с эсминцами противника либо потопить вражескую субмарину (и в се это в пошаговом режиме). Если играть за субмарину, то мы снова попадаем в Periscope mode с небольшим дополнением- после хода противника можно попытаться увернуться от глубинных бомб, наугад погрузившись на один из трех возможных уровней глубины (50, 100 и 150 метров)ткнув на одно из значений стилусом. При игре эсминцем нам доступен лишь выбор уровня глубины сброса глубинных бомб (те же 50, 100 и 150м),что превращается в абсолютную рулетку, так как невозможно угадать, на какую глубину нырнет вражеская субмарина. Играть с компьютером в подобную « угадайку» дело не всегда благодарное, а полноценный сетевой Wi-Fi режим (как в том же Street Fighter) отсутствует, хотя Steel Commander и подразумевает мультиплеер. Чтобы сыграть с живым оппонентом, насколько я понял, нужно иметь его рядом ….. И в заключении скажу немного о звуке. Играть в Steel Diver лучше в наушниках, так как звуковые эффекты отлично передают атмосферу подводной войны (пиканье сонара, бульканье воздуха, затухание звуков после погружения, а так же частые May Day с уходящих под воду кораблей после удачной торпедной атаки )