В преддверии перезапуска серии решил вспомнить былое и перепройти Doom 3. Поставленную задачу осуществлял путем игры в переиздание под названием BFG Edition, которое должно было добавить игру различные интересные фичи, так что в данном обзоре выскажусь о впечатлениях как от самой третьей части, так и в целом от данного переиздания. ============================================================ Начну издалека. Первый компьютер появился у меня в 2004 году, до этого времени играл я исключительно на консолях, на SEGA Mega Drive 2, Dendy и PlayStation 1 и особо ПК-играми не интересовался, максимум тем, что было на слуху у друзей, а это прежде всего серия GTA, Counter-Strike и NFS, в общем, оригинальные 2 части Дума я пропустил, вернее не пропустил, но играл в них очень мало. Да и вообще, жанр шутеров я в то время не очень-то жаловал, ибо был знаком с ним по Zero Tolerance на Mega Drive и первой Medal of Honor на PlayStation, и тот экспириенс который я получил играя в них мне совсем не понравился, ибо управление на геймпаде, было отвратительным, поскольку оба пада на этих консолях не обладали стиками. Как только у меня дома появился компьютер, то начался процесс подбора игр для новой платформы. Как сейчас помню, естественно, самыми первыми дисками для пекарни у меня были такие хиты как Grand Theft Auto 3 и Grand Theft Auto: Vice City, а вот первым шутаном в который основательно засел играть и прошел до конца был Doom 3. Чуть позже я поиграл в таких известных представителей жанра как Counter-Strike и Half-Life 2, но привыкание к шутерам началось именно с третьего Дума. Коробочка с пиратским диском этой игры привлекла мое внимание огромным злобным монстром на обложке, что навело на мысль о том, что играть в данную игру должно быть стремно, а мне как раз хотелось сыграть в какой-нибудь хороший ужастик. Придя домой я установил игру и тут же запустил ее, мой Pentium 4 с частотой в 3 GHz и GeForce 5000-й серии тянули ее довольно бодро и я с головой погрузился в скитания по захваченной силами преисподней марсианской станции. По тем временам игра была очень графонистая, конкуренцию в этой области ей на тот момент пожалуй могли составить лишь Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и уже упомянутый Half-Life 2 (кстати говоря, в плане анимации он даже уделывал Дум). Блуждание по измазанным кровью и заполненным демонами коридорам станции корпорации UAC было невероятно атмосферным, у игрока все время создавалось ощущение опасности, ведь весь этот процесс происходил в полутьме, т.к. в виду наступившего виртуального ада, на виртуальном Марсе происходили перебои электричеством. Свет то полностью освещал помещения, то мелькал, то вообще исчезал. И в этой кромешной тьме слышались шорохи, стуки, голоса, в ней прятались самые разные страшные твари, каких только могло нарисовать воображение. Поэтому лучшими друзьями морпеха были и остаются фонарик и дробовик. Дробовиком очень хорошо выносить вражинам мозг (причем в буквальном смысле), а фонариком подсвечивать темные углы, коих было не мало. Держать оружие и фонарик в руках одновременно было нельзя. ============================================================ Ну а как обстоят дела с вышедшим в 2012 году переизданием всех игр серии в 1 комплекте - BFG Edition? Прежде всего это был релиз Doom 3 на консолях прошлого поколения. Но в нем обещали кое-какие ништяки, которые были интересны и PC-игрокам, например, улучшенный ГРАФОН™, новую кампанию под названием Lost Mission, стабильную работу всех игр серии на современных ОС, поддержку высоких разрешений и модного 3D, а также набор достижений для каждой из игр. Ну а теперь остановимся подробнее на реализации всех этих заявленных вкусностей. Для начала стоит сказать, что оригинальный Doom 3 и аддон Resurrection of Evil и так нормально работали (за исключением отсутствия поддержки высоких разрешений), так что в отношении совместимости с современными операционками по большей части была важна стабильная работа первых двух игр. И они работают как надо, вылетов нет, музыка играет, ачивки есть, но присутствует и один неприятный момент - Doom 1 и 2 в упор не дружат с мониторами с соотношением сторон 16:9, так что если хотите играть в них на таких мониторах, то нужно быть готовым к присутствию черных полос по бокам картинки. Doom 3 геймплейно практически ничем не отличается от той версии в которую я играл в 2004 году. Разве что оружие и фонарик теперь можно носить одновременно, что определенно удобно, т.к. игра довольно темная. Конечно, это в определенной мере бьет по атмосфере, ибо в оригинале ты порой лишь смутно видел очертания врагов в полумраке и даже палил наугад. Но несмотря на это упрощение Doom 3 все равно держит в напряжении: фонарик разряжается и его нельзя использовать непрерывно, а всякие шорохи, голоса, мерцающие пентаграммы, исчезающие в вентиляции трупы сотрудников станции и появляющиеся за спиной демоны исправно делают свою работу, не давая игроку расслабиться. Первые часа два игры вообще шикарны в плане атмосферы. Вся нечисть только-только вылезла в мир людей, те кто еще жив тщетно пытаются спастись, по радио слышны истошные вопли персонала, а глава службы безопасности старается взять ситуацию под контроль и отдает приказы морпехам. А ты в это время бредешь по плохо освещенным помещениям и заглядываешь в каждый темный угол, обшаривая их на предмет аптечек, брони и патронов. Ну и притаившихся импов заодно. Зато где-то к середине игры начинает бесить дизайн уровней. Коридоров слишком много и многие из них слишком узкие, в них тупо негде развернуться, если ты встретишься в таком помещении с импом, то почти гарантированно словишь файербол и побежишь искать аптечку, а когда ты найдешь аптечку, то у тебя за спиной обязательно появится уже два импа и опять швыранут по файерболу. И так до победного. Отстреливаешь всех впереди, поворачиваешься назад, отстреливаешь всех сзади, повторяешь процедуру. Иногда этот процесс разбавляет избиение простеньких, но запоминающихся боссов. Кстати, последний босс довольно крутой получился, помню я долго тупил как его вообще можно убить, пока наконец-то не решил попробовать по приколу пару раз кидануть в него куб душ . Аддон Resurrection of Evil практически избавился от недостатков основной игры, помещения стали чуть более просторными, а резко возникающих за спиной демонов намного меньше, появились новые враги и оружие. Его я перепрошел с огромным удовольствием, ибо раздавать чертям хедшоты из двустволки жутко весело. А кроме двустволки в нем появилась нагло скопипащенная из Half-Life 2 гравипушка. Ей также можно перетаскивать различные предметы, ловить файерболы и даже хватать мелких врагов. Хорошая штука, помогает экономить патроны. Жалко, что на уровнях не расставили какие-нибудь режущие предметы, которыми можно было бы швыряться в демонов и рубить их на части. Ну и завершает парад вооружений некий артефакт пришедший на смену кубу душ из оригинала. В отличии от куба, он не убивает врагов и не восстанавливает морпеху здоровье, но зато умеет замедлять время, увеличивает урон и даже на некоторое время делает героя неуязвимым. Расстреливать вражин из дробовика в слоу-мо и наблюдать как их разносит на куски круто. Правда все эти способности доступны не сразу, для того, чтобы их получить нужно убить сильных демонов-боссов. К слову, боссы в аддоне сделаны даже лучше, чем в основной игре. Сюжет Resurrection of Evil продолжает историю оригинальной игры, нужно окончательно разобраться с недобитыми в прошлый раз злодеями. Единственный минус аддона это его продолжительность, на то, чтобы перепройти его мне понадобилось чуть более 4 часов. Теперь пару слов о Lost Mission. По сравнению с предыдущим дополнением он выглядит намного слабее, хотя по темпу игры и находится ближе к первым двум Думам. Сюжет таки связали с оригиналом, нужно играть за выжившего морпеха из уничтоженного отряда браво. Катсцен в аддоне аж целых две: одна в начале и одна в конце. Да и вообще, никаких новых геймплейных элементов второе дополнение в игру не привносит. Ни оружия, ни врагов, ни боссов. Большую часть времени опять нужно бегать по марсианской станции, и в отличии от Resurrection of Evil, создается впечатление совершенно наглой копипасты. Но есть в Lost Mission и небольшой плюс, а именно, в ней шикарно сделаны уровни в аду, правда финальный босс портит положительный эффект от них, ибо является упрощенным вариантом одного из боссов в оригинальной игре. Проходится этот набор миссий всего часа за два. Что касается ГРАФОН™а, то никаких серьезных отличий от оригинала, кроме поддержки высоких разрешений и немного доработанного освещения я не нашел. Хотя, может просто давно не играл в него. Но в принципе, игра даже сейчас смотрится более менее приятно в 1080p и 60 фпс, в движении не особо успеваешь обращать внимание на мыльные текстуры. Все 3 игры работают стабильно, никаких вылетов замечено не было, нарекание вызывает лишь периодически появляющееся сообщение о том, что я якобы включил режим консоли и поэтому достижения недоступны. Пару раз даже пришлось перепроходить боссов, чтобы получить ачивки. И еще в минус хочу записать отсутствие субтитров для диалогов, это конечно хорошо, что в игру добавили всплывающие сообщения с обновляемыми деталями миссии и автосохранение, но субтитров очень не хватает, ибо воспринимать английский на слух во время перестрелки тяжеловато. ============================================================ Итоги ============================================================ В итоге выставлю BFG Edition две оценки. Отдельно для Doom 3 и дополнений к нему и отдельную оценку всему переизданию. Doom 3 вместе с аддоном Resurrection of Evil получают 8 баллов. Это все тот же хороший и атмосферный шутер, в котором живешь от аптечки до аптечки, поливаешь демонов очередями из плазмогана, в упор палишь дробью по зомбарям и разносишь боссов из БИГ ФАКИНГ ГАНА. Однако, считаю, что следовало предоставить игрокам выбор между старым и новым вариантом фонарика. Олдфаги конечно же не согласятся и поспешат сказать, что 3-й Дум не идет ни в какое сравнение с первыми. И будут правы. Динамика у нее иная, да и просторов для маневра меньше. Но это не плохая игра, а просто другая, Id решили попробовать сменить приоритеты и пойти на эксперимент, но суть игры осталась ровно той же - борьба одного солдата против полчищ демонов. В конце концов, сразу всем никогда не угодишь, если делать каждый раз ровно то же самое люди тоже будут недовольны. Ну а в целом комплект Doom 3: BFG Edition получает 7 баллов, ибо в нем есть несколько очевидных минусов: - Во-первых, хотелось бы больших изменений в графической составляющей, я не говорю про переделывание моделей с нуля, но качественно переделать текстуры уж можно было, но разработчики решили особо не напрягаться, видимо из-за того, что переиздание делалось прежде всего для прошлого поколения консолей, которые, скорее всего, просто не потянули бы более крутой ГРАФОН™. - Во-вторых, кампания Lost Mission вышла весьма посредственной и спасают ее только уровни в аду, которые составляют от силы четверть игрового времени. - А в-третьих, хотелось бы поддержки широкоформатных мониторов для первых двух частей игры. Короче говоря, для тех кто ни разу не играл в Дум этот сборник станет хорошим приобретением, а тем кто уже играл в них, но хотел бы перепройти с парой современных фишек, будет лучше поступить следующим образом Спойлер Ибо новинки BFG Edition не так хороши, как их расписывали разработчики. На этом у меня все. Теперь можно приняться за новую часть великого и ужасного DOOM .
Понравилось, замечу только, что на первой Playstation стики таки были и, если мне не изменяет память, обе части Medal of Honor на PS1 их поддерживают. UPD. Вот, даже на обложках указано: http://vignette2.wikia.nocookie.net...k_Cover.jpg/revision/latest?cb=20080820214844 http://img.gamefaqs.net/box/1/2/5/10125_back.jpg
Насколько я помню, в БФГ-эдишн для консолей освещение не апнули, а серьёзно порезали. Полностью пропали тени. Динамические, которыми гордилмсь разрабы Дум 3. На скринах я их не вижу. Кен про это не в курсе, походу.
Спасибо . Геймпады у меня вот такие были) Спойлер Тогда ты бы жаловался на копипасту . Не знаю. Играешь в игры раз в полгода и поэтому все детально запоминается)? Лично я как-то не помню в деталях картинку игры, которую я последний раз запускал лет 7-8 назад, поэтому и оставил в обзоре оговорку на этот счет. Ну я как-то и не претендую на истину в последней инстанции, да и вставлять последнее слово мне не принципиально). Зато я узнал секрет фирменных обзоров от СнВ . Кстати говоря, тебе будет полезно поучаствовать в конкурсе, а то так на танчиках можно и хватку растерять .
То есть ты решил рассказать, чем отличается переиздание от оригинала, но оригинал уже не помнишь?! Нормальная тема. А какой тогда смысл вообще упоминать про это? Ну перечитал бы пару ревьюшек буржуйских на бфг-эдишн, почерпнул бы оттуда какие-то сведения, которые сам запамятовал, и поделился бы с нами. Вот это было бы дело. И почему это я, чел, который толком не играл в оригинальный дум 3, и тем более, в бфг-эдишн, помню про фейл с освещением, а ты нет?!
В Нинтендо ешопе 600р вчера набрел. Думаю - взять чи нет. Не играл ни разу. После doom 2016 наверно уже слабовато?
В оригинале ты не мог стрелять и светить фонарем одновременно. В БФГ вроде можешь, поэтому не так страшна. Но игра атмосферная и тягучая такая. В какой-то степени, она является одним из примеров произведения искусства в игропроме, среди ААА проектов. Я к сожалению только в оригинал играл, в переработанный БФГ не довелось, так что ФЗ как его испортили, улучшили. Но попробовать стоит, как мне кажется.
Ну да, в BFG редакции уже можно и светить и стрелять, как Кен выше и пишет. Cчитают, что освещение стало похуже (чем в оригинале), из-за того что предметы перестали отбрасывать тени, когда в них фонариком светишь, но опция такая есть (тень от фонарика), но как-то мало заметен этот эффект. Хотя он есть. С другой стороны в BFG версии теперь 60fps, и даже в Свитч-порте 1080p@60fps в доке и 720p@60fps в портативе. Ну и допконтента дохрена. Брать нужно.
Думаю, что игра даже сейчас вполне может зайти. Просто Doom 3 это шутер с упором именно на хоррор, там нет массового истребления демонов с разрыванием их на части голыми руками, но зато есть атмосфера, резко выпрыгивающие из темноты импы, каждый из которых может хорошо так покоцать морпеха и далеко не всегда умирает после одного выстрела из дробовика. В принципе, такой расклад даже объясним, в 3 части ты играешь за простого морпеха пытающегося выжить, а в Думе 2016 уже за чуть ли не полубога Палача Рока, обладающего нечеловеческой силой и живучестью.
Звук сломали по сравнению с оригиналом, точней не сломали, а еах выкинули из бфг эдишн, что прискорбно.
да это и есть Big Fucking Gun edition, щас уже не пишут просто. https://www.nintendo.ru/-/-Nintendo-Switch/DOOM-3-1610000.html