Первым делом я в игре оцениваю её вклад в развитие и многообразие жанра. Остальные параметры, конечно, тоже важны, но именно этот является главным критерием, по которому я причисляю игру к первому или второму сорту. И опираясь на него я выделил по две самых что ни на есть первоклассных JRPG на обеих платформах.
Playstation One:
- Final Fantasy VII
Эта игра популяризовала жанр в широких массах за пределами Японии и, возможно, именно благодаря ей мы тут щас разводим всю эту демагогию. До ролевого идеала она изрядно не дотягивает, но всё равно - очень и очень хороша. Ни в одной из последующих финалок Square'овцы так уже не зажигали.
- Valkyrie Profile
Эта игра продемонстрировала нестандартный, можно даже сказать - артистичный подход буквально ко всему, что мы привыкли видеть в японских ролевых. Сюжет представляет собой не очередное шаблонное приключение в жизнерадостном фэнтези-мирке, а имеющее под собой богатейшую основу в виде Нордической Традиции эпическое повествование, связанное из множества мрачных, трагических и даже слегка романтичных линий - судеб людей, которым дарована вторая жизнь в роли солдат небесного воинства. Графика - вроде бы ничего особенного, рисованные спрайты на отрендеренных фонах. Дело привычное. Но и сам сам игровой процесс предстаёт пред нами в олдскульной, двухмерной перспективе - прямо под стать действующим лицам. Чрезвычайно любопытна боевая система, в которой заместо поочерёдной раздачи команд персонажам можно и нужно запустить в атаку всех сразу и походу дела стараться их действия скоординировать. Музыка очень подходит сути игры - она будто не от мира сего, прекрасная и возвышенная. Таким образом VP трудно спутать с десятками безликих "представителей жанра". Самобытность у неё зашкаливает - самобытность, причём, в самом положительном значении этого слова.
Playstation 2:
- Breath of Fire V
Ожидал ли кто-нибудь от серии весьма хороших, но всё же довольно-таки ординарных JRPG'шек такого зверского сюрприза? Наврядли, если только не обладать даром ясновидения или шпионами в недрах Capcom. Заместо того, чтобы следовать традиции, идти по проторенной предшественниками дорожке, BoFV являет собой альтернативный, чуть ли не прямо противоположный взгляд на давно устоявшиеся аспекты. Причём вся эта альтернативщина сделана очень толково, придраться к чему бы то ни было трудно. Потому принято охаивать саму суть игры, которая некоторым может показаться чуть ли не анти-JRPG.
- Shin Megami Tensei: Nocturne
Стильная, эпохальная, созирцательная, в некоторой степени даже филосовская игра. Мир, застывший между концом света и новым его началом. Он интересен просто сам по себе, по нему интересно ходить, изучать ландшафт и строения, общаться с его странными обитателями... А уж если прибавить к этому интересный сюжет, великолепную боевую систему, потрясающий саундтрек и супер-клёвый дизайн - то вообще получается песня. Или псалм. Сатане.
В общем - вот. Можно, наверное, и чего-нибудь ещё б выделить, если поднапрячь память, но и этих игр вполне достаточно, чтобы чётко показать разницу, разделяющую JRPG первого и второго сорта. Те, что принадлежат ко второму - они гораздо более приземлённые, в них отсутствует какая бы то ни было эстетика, они все одинаково выглядят, в них ноль инноваций - если не считать за оные реализацию дебильных идей типа поделённого на зоны круга, попадание в которые и определяет успешность действий. Ну и в конце-концов они просто глупые. Диагноз, конечно, обобщённый, но эти игры так одна с другой схожи, что на верности его это не сказывается.