Я купил Final Fantasy XIV в конце 2010-го. Серьёзно играть в неё не собирался, даже с персонажем не заморачивался. Создавал его, помнится, и не я вовсе, создавала его моя девушка. В связи с этим моё альтер эго в "Четырнадцатой" - синеволосая мико'тэ, по-нашески - женщина-кошка. Не сказать, чтобы FFXIV у меня вызвала какое-то резкое отторжение. После релиза её не пнул разве что ленивый, ну а меня всё более-менее устраивало. Я в неё, правда, играл всего неделю, во время новогодних каникул, так что убогость, о которой все писали, я, видимо, просто не успел распробовать. И вот, полтора года спустя, я решил к этой несчастной игре вернуться. На начало следующего года намечен перезапуск - новый движок, новый интерфейс, какие-то, наверняка, новые игровые системы. Дай-ка, думаю, погляжу, чего там как сейчас, чтоб можно было потом сравнить с версией 2.0. Предвосхищая самый очевидный вопрос - нет, FFXIV больше не говно. Рассказам, что на старте она вообще была неиграбельной, я охотно верю. Многие мои знакомые из FFXI в прямом смысле считали часы до старта FFXIV, а попав в игру, страшно разочаровались. Теперь всё иначе. Это достаточно толковая MMORPG, в неё можно играть и даже получать от процесса удовольствие. Теперь по пунктам - самые на мой взгляд важные плюсы и минусы игры. Плюсы: 1. Живой мир. Особенно это бросается в глаза после пустого и стерильного SWTOR. Куда бы я ни пошёл, в какую бы дыру ни полез, везде есть народ, везде кто-то копошится. Присутствует смена погоды и времени суток. В таком мире - живом, динамичном - просто приятно находиться. 2. Первоклассный дизайн. Здесь FFXIV вне конкуренции. Большинство MMORPG выглядят убого. WoW по визуальной части в чистую проигрывает даже FFXI, его многочисленные клоны ушли не сильно дальше. Примитивизм, пёстрая цветовая гамма, мультяшность. У корейских поделок дела обстоят лучше, но там вульгарность изо всех шелей прёт. Уж чересчур активно тамошние дизайнеры штампуют крутобёдрых эльфиек в бронированных лифчиках. У FFXIV чувствуется класс, шик определённый. Тут, можно, конечно, и эльфийку забабахать такую, что закачаешься, однако такие вещи не выставляются напоказ. Дизайн одежды, доспехов, опять же, шикарный. 3. Гибкая система развития. Главное ноу-хау FFXI - игрок может свободно переключаться между классами и по-всячески их комбинировать. В FFXIV эта фишка получила дальнейшее развитие. В "Одиннадцатой" чтобы сменить класс, нужно бежать в свою квартиру. Здесь же класс можно сменить в любой момент вне битвы, достаточно экипировать оружие иного типа. Надоело играть паладином - можно переквалифицироваться, например, в чёрного мага. Потолок развития при такой системе очень высок, да и затыкать "дыры" в партии куда проще. Хотя, надо сказать, прокачка в FFXIV идёт довольно быстро, особенно в группе - десяток уровней за день можно легко набрать. У меня знакомые прокачали уже либо всё, либо почти всё. Минусы: 1. Тормознутый и недружелюбный интерфейс. Игра даёт информацию об окружающем мире крайне неохотно. Посмотреть, кто сидит в определённой локации - нельзя. Быстренько поискать игроков по имени, классу или месту нахождения - нельзя. Нужно выставлять параметры в специальном меню и затем долго рыться в сгенерированном списке. Вдобавок, каждое действие происходит с задержкой. Нужно, скажем, продать NPC какой-нибудь мусор. Говорим с NPC, выбираем опцию "продать", выбираем в списке предметов нужный, указываем число продаваемых предметов, подтверждаем. Вроде бы не так уж страшно - если не знать, что между КАЖДЫМ этим действием проходит где-то секунда. Если отсутствие вменяемого поиска - это наследие прежних разработчиков, которые считали, что игрок должен страдать, то лаг интерфейса - это кривое программирование, и не более. Впрочем, уже известно, что в версии 2.0 интерфейс будет совсем иной, причём, судя по скринам, весьма клёвый. 2. Убогий рынок. Товарно-денежные отношения между игроками огранизованы совершенно чудовищным образом. Это ещё один "подарок" от старой команды. Эти изуверы решили заменить хорошо себя зарекомендовавший аукцион из FFXI эдаким народным базаром. В распоряжении игрока есть несколько NPC. Он сгружает им вещи и выставляет на них цену. Эти NPC стоят в рынке-инстансе. Другие игроки ходят, смотрят их инвентарь, и если что-то им приглядывается - покупают. На первых порах это был ад, чтобы что-то найти, требовалось затратить кучу времени. Новая команда частично решила проблему, введя поиск предметов. То есть на каком-нибудь сайте можно подобрать нужный предмет, пойти на рынок, через специального NPC посмотреть, у кого этот предмет имеется, и сразу его купить. Жить можно, но всё равно это не по-людски совсем, особенно с учётом того, что рынок в игре не один - их три, и в каждом нужно искать отдельно. Избавятся ли от этого маразма в 2.0 - пока неизвестно. 3. Хилый эндгейм. Та же претензия, которая у меня была к SWTOR, актуальна и по отношению к FFXIV. Основной timesink - это прокачка. Контента для высшего уровня пока немного. Правда, если у SWTOR это явный идеологический просчёт, результат непонимания, кто и зачем играет в MMORPG, то у FFXIV имеется уважительная причина. Понятно, что когда игра откровенно кривая, волноваться об эндгейме - глупо. Продюсер "Четырнадцатой" уверяет, что после запуска 2.0 команда примется стахановскими темпами штамповать контент для хардкорщиков. Очень на это надеюсь. Подбивая баланс. Я реактивировал FFXIV-аккаунт месяц назад. Отменять подписку не собираюсь, более того - для вспомогательных целей завёл второй аккаунт. Игра порадовала, особенно после SWTOR - прямо-таки небо и земля. Единственное, что расстраивает - нет времени засесть за неё как следует, позадротствовать как в старые добрые. Будущее FFXIV, конечно, под большим вопросом. Не будет преувеличением сказать, что чуть ли не всё нынешнее население Эорзеи сидит в игре с надеждой на то, что после 2.0 всё станет зашибись. Я считаю, что ситуация на самом деле ещё может выправиться. Очевидно, что фиаско первой версии заставило причастных пересмотреть свой подход к созданию MMORPG. Может хоть теперь всё как надо сделают.