Прошел игру со второго захода. Первый раз дропнул из-за некоторых весьма неприятных недостатков игровой механики, но во второй раз твердо решил довести начатое до конца.
Blasphemous (aka богохульство) - это метроидвания с элементами соулслайка в интересном сеттинге альтернативного Средневековья и повсеместной святой инквизиции. В мире игры (вымышленная страна Кастодия [HIDE]не путать с Кастовией из сами знаете какой игры[/HIDE]) произошло некое событие именуемое Чудом, которое никто и никак не может толком объяснить, но всем очевидно, что так называемое Чудо несет не только исцеление больных и всяческую благодать, но и страдания, которые, впрочем, воспринимаются местными аборигенами как нечто само собой разумеющееся, как небольшая цена за явления чудес. Поэтому в мире игры все повсеместно религиозны и в разных формах несут покаяние за грехи свои.
Главный герой один из таких грешников. Наш Кающийся несет свое искупление путем паломничества в святые места и обета молчания.
Изначально главный герой обладает достаточно небольшим "функционалом", но по мере прохождения и исследования уровней можно разжиться различными плюшками, позволяющими облегчить страдания игрока в его виртуальном паломничестве. Прокачка идет по нескольким направлениям. Во-первых, игрок прокачивает урон своего меча (другого оружия в игре нет) с помощью нахождения святых алтарей, повышение уровня меча в свою очередь ведет к открытию новых скиллов для него. К примеру, можно купить заряженный сильный удар, удар в подкате, сильный удар в прыжке вниз и т.д. Далее можно покупать их прокачанные версии. Во-вторых, в игре есть множество различных предметов повышающих характеристики персонажа и дающие различные полезные перки. Данные предметы делятся на две категории - предметы для четок и священные реликвии. Реликвии можно использовать одновременно всего 3, на четки можно навесить больше предметов, но для этого их надо прокачивать с помощью специальных нитей. В-третьих, на уровнях игрок может находить различные молитвы, т.е. специальные способности, которые либо наносят урон врагу, либо дают некие баффы на ограниченное время. Я за все прохождение нашел всего 6 молитв, хотя наиграл за 20 часов. Есть энергетический удар по земле в обоих направлениях, удар молниями, восстановление здоровья при нанесении удара врагу и т.д. Также можно находить новые склянки для пополнения запасов лечилок, увеличивать запас HP и энергии. В общем, мотивация исследовать мир игры хорошо подкреплена, поскольку с одним мечом переть на врагов порой бывает довольно проблематично.
Проблематично за счет устройства уровней. Локации в Blasphemous большие и витиеватые, с множеством различных закрытых дверей, нычек, рычагов, иллюзорных стен и прочих штук характерных для жанра. А кроме этого есть еще и множество ловушек типа разваливающихся под ногами платформ, различных кольев, вращающихся лезвий, кислоты и даже отравленного воздуха. Порой весь прогресс улетает в трубу не из-за того, что тебя завалил какой-нибудь противник, а потому что ты не рассчитал расстояние прыжка и приземлился аккурат в яму с кольями. Вообще, местный платформинг это охренительно кривой элемент геймплея. Бывает, что пройдя достаточно большой участок уровня ты фейлишься просто из-за того, что не хватило какого-то миллиметра прыжка или из-за того, что персонаж не смог ухватиться за какой-нибудь уступ и это просто дико раздражает.
Карта мира также оставляет желать лучшего, поскольку на ней не отмечаются некоторые важные места, например, лавки торговки или места для подношения определенных квестовых предметов. Учитывая витиеватость уровней это тоже напрягает. Хоть в игре и есть система быстрого перемещения в виде порталов, но этих порталов не так уж много.
От Темных Душ игра взяла идею костров в виде молельных алтарей, после молитвы у алтаря у персонажа полностью восстанавливается запас "эстусов", а все убитые ранее враги воскресают. Присутствует и система наказаний за смерть. После смерти игрок не теряет местные "души", но зато теряет часть запаса энергии, что не позволяет использовать магию так часто как хотелось бы. И с каждой смертью запас энергии все более уменьшается, если ты не заберешь душу с места гибели или не искупишь грехи за деньги. Есть и раскрытие деталей лора игры с помощью описания различных предметов.
Визуально игра в принципе неплоха. В рамках пиксельной индюшатины. Некоторые виды я бы даже назвал красивыми. Музыка тоже работает на общую мрачную атмосферу.
Дизайн противников малость подкачал, уж слишком много каких-то полуголых кадров, я как-то больше рассчитывал на всяческих крутых монстров. Тем не менее, чисто визуально интересные враги тоже есть, скажем чуваки выбивающие из себя греховные мысли плетью, какие-то выпрыгивающие из под земли зомбари, инквизиторы-маги, церковные клирики на летающих тронах или даже вот такие твари малость напоминающие представителей бестиария из Bloodborne.
Боссов в игре где-то штук 10. По большей части они удались, вполне могут подпалить пердак раз за разом отправляя персонажа к алтарю. У боссов есть несколько стадий боя по ходу которых они любо начинают применять новые способности, либо усиливают частоту атак (либо все вместе). Даже есть один Секиро-стайл бой завязанный на парировании ударов босса. Но несколько битв сделаны сложными искусственно за счет того, что по экрану начинает летать огромное количество всяческих прожектайлов от которых нужно уворачиваться. В особенности этим злоупотреляет финальный босс. Также раздражает, что у нескольких боссов ты вынужден каждый раз пропускать их монологи перед боем.
Игру завершил с плохой концовкой. Я так и не понял точно, что на нее повлияло, хотя предположения на этот счет имеются. Если говорить о игре в целом, то она вполне интересная, но я ожидал большего. Впечатление портят вышеуказанные косяки. Но разработчики в курсе происходящего и вроде как обещают их частично пофиксить, в первую очередь платформинг.
Игра на 7 баллов. Сугубо для любителей метроидваний и соулслайков.