Total War™: Shogun 2

Тема в разделе "Впечатления от игр", создана пользователем The I, 3 июл 2011.

  1. The I

    The I Всеми любимый троллератор

    Сообщения:
    16.121
    Симпатии:
    1.394
    Баллы:
    623
    Поиграв в первую, самую бородатую часть серии Тотал Вор про самураев несколько месяцев назад, я просто не мог пройти мимо прямого продолжения. Благо, покупка нового компьютера подарила возможность сыграть в эту слишком навороченную в техническом плане для моей бывшей машины игру.

    С прошлыми частями после Сегуна я не знаком, поэтому судить о нововведениях и изменениях мне сложно - после древнего прородителя всё кажется откровением. Ну да по порядку.

    Костяк основной кампании не изменился. Выбираем один из именитых кланов того периода по вкусу, обращая внимание на их начальное местоположение, врагов и союзников, а также присущие только им бонусы. После выбора попадаем на карту Японии, откуда и начинаем своё завоевание. Сама кампания представляет из себя пошаговую стратегию - не слишком замудренную, но и не сразу раскрывающую все свои секреты. Каждой провинции присущи определенные бонусы, вроде плодородной земли, редких храмов, конных пастбищ и т д, исходя из которых следует выбирать направление её развития. Построить всё и везде не получится - мы ограничены местом внутри дворца, которое можно увеличивать вместе с его оборонительной способностью до определенного уровня. Из общедоступных построек можно выделить только рисовые поля, которые можно и нужно прокачивать при первой же возможности - никаких негативных эффектов они не оказывают. Однако, идти вширь сразу тоже не получится, потому что мы ограничены доступными "знаниями". В процессе игры необходимо выбирать и развивать разные науки, и пока они не будут освоены, ряд построек будет недоступен.

    Помимо знаний гуманитарных есть и ветвь развития военного дело, между которыми постоянно приходится разрываться. Военные умения добавляют всяких приятных бонусов отрядам, а порой и новые способности. Наши генералы также повышаются в уровне, и для них существует отдельный путь прокачки. Из небоевых отрядов можно выделить ниндзя, монахов, куноити и чиновников. С их помощью можно подрывать работу отдельных инстанций в провинциях, открывать ворота перед боем для сравнительно беспрепятсвенного входа армии, убивать генералов противников и по-тихоньку вырезать людей в их армиях, шпионить, подкупать враэеских военоначальников и вылавливать аналогичных засланцев-засранцев со стороны конкурентов. Вообще, при их умелом использовании можно себе очень заметно облегчить жизнь. Ниндзя отвели роль даже в боях, где они могут творить просто чудеса. Я не про Расэнганы, конечно, а про саботаж рядов противника. Правда, боевых ниндзя я имел шанс попробовать только в туториале. Сам пока их не открыл.

    Политика в игре сводится к поддержанию хороших олтношений с одними кланами, пока добиваете другие. Заключение мира и обявление войны, договоры о торговых отношениях и эмбарго против врагов, равноправные требования и устрашения для продвижения своих интересов, межкланновые свадьбы и обмен заложниками - выбор весьма велик. Несоблюдение условий договора ведет к понижению чести клана, а вместе с ней и ко всяким неприятностям вроде недоверия со стороны союзников и низкой морали в армии и порядка в городах.

    Последние любят бунтовать, если им дать волю. Народ не любит две вещи больше всего: захватчиков и когда их пресуют налогами, а потому наличие гарнизона в неспокйных провинциях желательно, пока все не уляжется. Манипулировать беспокойными городами можно и при помощи налогов, вплоть до их отмены, что одновременно ведет и к росту населения - очень полезная штука в долгосрочной перспективе, когда все союзники решат послать вас куда подальше в связи с растущей мощью клана.
    Осаждая соседние провинции и вырезая их даймё одного за другим, мы вызываем слишком много внимания к себе, что рано или поздно приведет к тому, что остатки Японии сплотят против нас под знамением пока ещё действующего Сегуна (или без него, если мы уже заняли его место в Киото).

    Когда боя не избежать, придется взяться за мечи. И здесь-то Сегун как раз-таки весьма сложен. Морские поединки или наземные - придется провести ни один бой (и скорее всего проиграть), прежде чем что-то начнет получаться. К погодным условиям и рельефу добавилась куча разнообразных отрядов и их подвидов со своими способностями. Проблема игры как раз в том, что их очень много, и пока не научишься ориентироваться в них, не поймешь их слабости и сильные стороны, будешь терять сотни воинов за вылазку. Что-то рассказать про боевку конкретное очень сложно, ибо придется вдаваться в детали, более подходящие проходилке. Одно могу сказать наверняка - без сильного компа и последнего патча, улучшающего совместимость, бои лучше доверить кнопочке "Автомат", где за вас всё решит компьютер. Всяко лучше, чем трудноуправляемое слайд-шоу.=)

    Из эстетических штучек хочу выделить общее исполнение игры. Атмосфера просто великолепна. Музыка и дизайн - на пять из пяти по самой японофильной школе. Надо быть диким фанатом японской культуры и истории, чтобы сделать такое. Либо любить своё дело - что бы там ни было в случае разработчиков игры, результат великолепен. Одна из самыз аутентичных игр про Японию, что я когда-либо играл. В приницпе, то же самое можно сказать и про первую часть, но здесь радует, что не растерялась атмосфера в погоне за первоклассной графикой и "популярным" геймплеем. Неудивительно, что игра на консолях не вышла. Здесь она бы никому не нужна была - больше геморроя по портированию чем прибыли было бы.

    В общем, я доволен. Сегодня играл пять часов подряд. Пойду брать Киото!
     
    Redeemer и Ken Rosenberg нравится это.
  2. Ken Rosenberg

    Ken Rosenberg Well-Known Member

    Сообщения:
    6.074
    Симпатии:
    1.378
    Баллы:
    523
    Ты так прям все расписал, что мне аж поиграть захотелось :). Хотя тему междоусобных войн нелюблю.
     
  3. sorrowfun

    sorrowfun Well-Known Member

    Сообщения:
    571
    Симпатии:
    19
    Баллы:
    68
    Ken Rosenberg, это ведь сейчас главный эксклюзив для PC, за скорым уходом Crysis и W2 на консоли. Да и ГРАФОН™ завезли :D
     
  4. The I

    The I Всеми любимый троллератор

    Сообщения:
    16.121
    Симпатии:
    1.394
    Баллы:
    623
    С игрой как с Demon's Souls нужно обращаться - то есть садиться играть с готовностью жутко всасывать первые несколько часов от компьютера. :)

    Вообще, пошаговая составляющая занимает 50% игры, так что каждый найдет для себя что-нибудь по вкусу. Любители горячих стычек будут в восторге от того, что и с какой детальносью отряды вытворяют на поле боя. При условии, что азы освоят. Иначе останется только удивляться тому, как кромсают твои же отряды. :)
     
  5. Ken Rosenberg

    Ken Rosenberg Well-Known Member

    Сообщения:
    6.074
    Симпатии:
    1.378
    Баллы:
    523
    Пофиг - таких эксклюзивов в лице Total War полно :D. Но надо будет сыграть. После Кастлевании ;).
     
  6. Игрозависимый

    Игрозависимый New Member

    Сообщения:
    746
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    0
    Перегибы с микромеджментом на локальной карте остались?
    В этой серии бесит отсутствие логистики. Никто не движется сам автоматически, всем надо отдавать приказы.
     
  7. The I

    The I Всеми любимый троллератор

    Сообщения:
    16.121
    Симпатии:
    1.394
    Баллы:
    623
    Хм... Поясни. Мне кажется, именно это и отличает игру от видео на Ютубе. О_о
     
  8. -A-

    -A- Well-Known Member

    Сообщения:
    12.288
    Симпатии:
    1.996
    Баллы:
    623
    А насколько тут скурпулезная карта Японии? :). Названия префектур хотя бы есть? Или может деревушки даже обозначены? И временной промежуток какой?
     
  9. Игрозависимый

    Игрозависимый New Member

    Сообщения:
    746
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    0
    В этой серии я никогда не мог пройти большие кампании, задалбывался микроменджментом.
    Когда количество городов переваливает за десяток, то становится трудно оценить, что, где и в каком состоянии. Просто теряется общая картинка. Можно поставить развитие на автомат, подрегулировать налоги, но создавать и перегонять войска всё равно надо вручную и это дико нудно.

    В этой игре для меня всегда было проблематично собрать в одном месте мощную группировку войск, потому что для этого нужно просмотреть все города, выяснить какими резервами они располагают и направить эти резервы в нужную точку. Это куча нудных однотипных операций. Им давно уже надо было как-то автоматизировать это, чтобы не заствлять игрока маяться ерундой.
     
  10. ONI

    ONI Left for dead

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    310
    Баллы:
    213
    Тююю... Игрозависимый по-видимому, не знает ещё такой игры, как Imperium Galactica II ))) . Где в виду масштабов происходящего океан "логистики" и оспариваемый во второй цитате элемент геймплея может быть частично автоматизирован. Но после первой гарантированно проигранной баталии, всё захочется делать собственными руками. А может быть даже придётся всё начинать заново.
     
  11. Longbow

    Longbow Well-Known Member

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    63
    Игра вышла 15-го марта. Получила хорошую прессу. Понравилась игрокам (ну как минимум в 1-й месяц). Потом же, когда Киото был взят по разу за несколько кланов, эмоции улеглись, и начался разбор полётов.

    В игре представлены все основные кланы периода Сенгоку. Плюс 1 дополнительный клан (Хаттори) тем, кто брал расширенное издание.

    Действие начинается в 1545 году и длится до 1610 (если не изменяет память). При начале кампании можно выбрать клан (влияет на стартовое положение и наличие клановых бонусов, которые в основном относятся к уникальным юнитам; к слову о юнитах, помимо того, что они дороже своих обычных аналогов, иных достоинств у них, сравнивая характеристики во внутреигровой энциклопедии, я не увидел, возможно, что они появляются изначально более прокаченными).

    Помимо клана разрешено выбрать сложность боя на тактической карте (при самой простой свои юниты становятся раза в два крепче вражеских, что особенно хорошо заметно при автобое) и продолжительность кампании. Кампании делятся на короткую (надо захватить 25 провинций, включая 4 уникальных именно для этого клана и Киото - нужна абсолютно всем - время до 1575г.), среднюю (40 провинций - 1610г.), длинную (все 60 провинций - 1610г.). Также выбирается общая сложность игры, которая влияет на агрессивность AI, и кол-во проблем, с которыми придется столкнуться при реализации своих планов по объединению Японии.
    Так на самом легком можно просто сколотить армию из 4-5 отрядов яри-асигару и 10 асигару-лучников и захватить около 3-4 провинций подряд. Освободить захваченные провинции от уплаты налогов, тем самым гарантировав мир и порядок до тех пор, пока сопротивлении к захватчикам не утихнет. На высоких уровнях сложности игра превращается в постоянное метание между необходимостью экспансии (так как при наличие, скажем, 2-х провинций задача по отражению нападений кланов с даже 6-7 провинциями рано или поздно станет невыполнимой). Также на высоких уровнях сложности AI начинает активно использовать морской десант, которым намеренно пренебрегает на простых уровнях. Ну и т.д.

    Поначалу атмосфера берёт верх над неискушённым в японской исторической тематике игроком. Графическая стилизация под старинные японские гравюры всех меню игры, а также портретов персонажей и юнитов; мелодии, записанные каким-то там ансамблем игроков на классических японских музыкальных инструментах; цитаты из трудов мастеров Будо, Дэена и просто исторических личностей; такие графические элементы как смена оформления карты в разные времена года (зимой снег, весной сакура и т.д.); классические ролики отмечающие любое ключевое событие в игре (покушение ниндзя, создание нового отряда или постройка нового здания и пр.). Все это работает на атмосферу.

    Однако чем глубже начинаешь разбираться в игре, тем очевиднее становятся недоработки в механике, оформлении.

    Например взять осады замков, если учесть что войска противника строятся в направлении генерала игрока, можно подвести с той стороны, где у компьютера меньше всего/нет совсем лучников свои стреляющие отряды и выкосить весь замок (главное проапгрейдить запас стрел). Просто подводить своих лучников по 1-му отряды и отдать приказы стоять, стрелять по желанию. Есть вероятность, что ПК может осуществить вылазку, просто поставьте 2-3 отряда яри позади лучников.

    Если ПК-шные союзники, являются врагами игрока, торгуют друг с другом, а между ихними провинциями находится провинция игрока, то торговля будет продолжаться.
    Ниндзей можно вырезать вражеского дайме и всех его сыновей, но клан при этом не развалится. Просто появится какой-то новый лидер.

    Дипломатия хороша лишь на определенном этапе. Начиная примерно с 18-19-й захваченной провинции у клана игрока полностью заполняется полоска славы (она заполняется от каждой одержанной победы, захваченной провинции; т.е. теориетически можно её заполнить постоянно захватывая и теряя 1 единственную провинцию), после чего Сёгун кидает клич и ВСЕ кланы (кроме нынешних хороших союзников) объявят Вам войну. С этого момента Вы никогда с ними уже не заключите союз, никакая дипломатия не работает. А с союзниками будет идти пенальти к отношениям каждый ход, пока они Вас тоже не кинут. И даже те кланы, которые появятся после этого события, будут сразу Вашими врагами. Иными словами в конце останется только один. Ни о какой победе коалицией речь не идёт.

    Т.е. около 60% игры игрок вынужден постоянно воевать. Надо сказать, что учитывая механику игры, уже на 15-й захваченной провинции битвы в основном будут проводиться на автобое, кроме самых важных (дабы гарантировать экономию войск и результат). Так как их будет до хрена. Выводы можно сделать.

    Портреты исторических персонажей можно было сделать разнообразней. Был случай когда сын Токугавы Иэясу имел тот же портрет, что и крестьянин, ставший полководцем в одной из битв.

    Ивентовые ролики могли бы быть поразнообразнее, качество получше. Когда ниндзя покушается на сына даймё, который находится в центре Киото, а мне показывают как он крадётся посреди лагеря... Или когда один ниндзя нападает на другого, а показывают ролик про убийство генерала, находящегося в окружении своей армии.
    Что до качества, то оно ещё терпимо, пока идёт в маленьком окне, но вот когда показывают ролик за победу одним из кланов. В глаза бросается низкое разрешение и общая бедность исполнения.

    Реальных различий между кланами очень мало. Это не StarCraft 2, и даже не Empire Total War. Так как всё действие происходит в одной стране. Прочувствовать разницу между, скажем, Такеда и Токугава не так просто, учитывая, что у вторых идёт бонус к дипломатии, которая довольно скоро перестаёт работать. А крутизна всадников первых не так заметна, когда до них добираешься. Процентов 30% игры махач идёт с применением практически исключительно асигару, на постройку самураев не средств. Когда же они построены, то их численность - заметно ниже, содержание - заметно дороже. И это на изях.

    Понятно, что все это - придирки. Но в Нете много статей, расхваливающих стилистическую выверенность Сёгуна 2. Поэтому на подобные вещи обращаешь внимание.

    P.S. Играл последний раз более месяца назад, так что, возможно, что-то было изменено патчами.
     
    Nergal и SnV нравится это.
  12. SnV

    SnV стерегу пшено!

    Сообщения:
    12.589
    Симпатии:
    2.039
    Баллы:
    623
    до 1615-ого, скорее всего, взятие Осаки и убийство Хидэёри. Нэ?!

    Вот примерно про эти недостатки (однообазие, нет серьёзных отличий между кланами и тд) писали в СИ. Не тру это джапан, короче =)
     
  13. Longbow

    Longbow Well-Known Member

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    63
    Поправка. До 1575 и 1600гг. соответственно надо выполнить условия победы. При выполнении игра продолжится до 1610+ года. Не помню точно до какого.
     
  14. Игрозависимый

    Игрозависимый New Member

    Сообщения:
    746
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    0
    Вообще, напишите коротко, что-то принципиально поменяли или этот же самый Тотал Вор с новым набором юнитов?
     
  15. Longbow

    Longbow Well-Known Member

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    63
    Так как в старый Shogun я играл не так много, а в какой-либо другой не играл вообще, сказать с уверенностью не берусь. Но насколько хватает заний - основы те же самые.

    Выяснилось, что 2 месяца назад вышел монструозный патч.
    Собственно наглядно показывает в каком состоянии была игра. Хотя справедливости ради, отмечу, что у меня вылетала она не так часто. Что попортило нервы, так это при игре в кооперативе происходила рассинхронизация сейвов. Приходилось host-игроку 2-му игроку свой сейв пересылать. Иначе начинались чудеса: то, что происходило у 1-го, не отображалось у другого, а через пару ходов игра вылетала.

    Также в принципе нельзя было включить сглаживание в настройках игры, только принудительно в настройках видеокарты.
     
  16. Игрозависимый

    Игрозависимый New Member

    Сообщения:
    746
    Симпатии:
    29
    Баллы:
    0
    Это "добрая" традиция серии. :)
     
  17. The I

    The I Всеми любимый троллератор

    Сообщения:
    16.121
    Симпатии:
    1.394
    Баллы:
    623
    Да, ИИ подтупивает иногда. Вчера после огромной осады моего замка, спустя тридцать минут непрерывного мочилова, я завалил всех генералов врага. После этого подкрепление прибыло на поле боя и просто стояло у границы карты. Пришлось мотать 30 минут бой, чтобы пропустить. :)

    Да, Дракон, тру жапан в Сэнгоку Басара. :) Вообще человек написал, что это все из разряда придирок, которые свидетельствуют о глубине игры. Чем сложнее, тем больше мелких и крупных косяков. Зато гляди, атмосфера и стилистика всем в первые месяцы взор затуманила - о таком эффекте Басара только мечтать может.
     
  18. Longbow

    Longbow Well-Known Member

    Сообщения:
    162
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    63
    Кстати еще из придирок вспомнилось то, что осады замков могли быть проработаны лучше. Смотреть как самураи лезут по стенам аки человеки-пауки - то ещё зрелище. Лестниц нет вообще. Далее, дизайн замков мог быть разнообразнее. Так, в частности, могли хотя бы строений каких-нибудь посторонних накидать поблизости. А то стоит замок и на километры вокруг пусто. Только несколько домов сиротливо стоят где-то с краю карты.

    Ну и косяк/фича, о которой забыл упомянуть ранее - на дальность стрельбы теперь рельеф не влияет. Т.е. если Ваши лучники - на холме, а вражеские - в поле, то стрелять и те и другие друг по другу начнут в одно время. То же верно и для замков.
     
  19. SnV

    SnV стерегу пшено!

    Сообщения:
    12.589
    Симпатии:
    2.039
    Баллы:
    623
    да, а ты наиграй сначала достаточно в сёгуна своего, а потом вердикт и вынесешь! Мнение лонгбоу убедительнее выглядит, покамест
     
  20. The I

    The I Всеми любимый троллератор

    Сообщения:
    16.121
    Симпатии:
    1.394
    Баллы:
    623
    Хорошо это или плохо не знаю, но очень правдиво. Я тут в трех замках был, включая Осака - там реально большие пространства и пусто. Только аккуратно организованные деревья да лавочки в глаза бросаются.

    Дракон, вердикт даже Лонгбоу не вынес. Он просто прошелся по минусам. Вердикт предварительный вынес тут только ты сам для себя, причем играл в игру меньше всех. Вернее, вообще не играл.