Спокойно, тема не про экономику Давайте поделимся впечатлениями от фильмов, которые входят в списки самых плохих (или по политкоректоному - "сомнительных") достижений киноискусства. Например: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_films_considered_the_worst или https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_малина Я вот недавно посмотрел "Врата рая" (1980) Майкла Чимино, чей оглушительный провал угробил студию "United Artists" и чуть ли не карьеру самого режиссера. А вот мне вполне понравилось. Кино посчитали затянутым (идет без малого 4 часа), но смотрится оно почти на одном дыхании и приятно удивляет вниманием автора к деталям быта конца XIX века. В фильме много отсылок к другим произведениям, но они ненавязчивы, в отличие, например, от "Часа дракона" (1985) того же Чимино, где режиссер цитирует известные фильмы грубо - так, что все швы видны. Главный герой (в исполнении Криса Кристофферсона) - выходец из элиты американского общества, который почти всю жизнь (после колледжа) добровольно провел среди бедных людей "низкой" культуры. Но его принадлежность другому миру бросается в глаза на протяжении всего фильма - в частности, он ненадолго заходит в дом, где когда-то был своим, говорит со старым институтским другом (который, конечно, погибнет - ведь его играет Джон Хёрт) и ностальгирует, мельком взглянув на фотографии на стене. Тут мы видим явные отсылки к знаменитой драме "Пять легких пьес" (1970). Чимино даже нашел похожую актрису на роль "запасного аэродрома" для главного героя: в "Пьесах" ее исполнила Карен Блэк, тут - Рози Вела. Только в нашем случае это женщина из той же элиты, что и протагонист (старая подруга по колледжу), в отличие от "низкого аэродрома" в исполнении Карен Блэк, так что к ней под старость вполне можно и вернуться. Тем более, что герой весь фильм хранит их общее фото - вечно его тянуло обратно, в красивый, возвышенный мир и даже страсть к вольной жизни не смогла этого изменить, что тут поделаешь... Ну, и в принципе возвращаться есть куда - режиссер не щадит зрителя, на контрасте показывая разницу между культурой элитного общества и низов (почти на уровне "Обрыва" [1869] Гончарова или "Моей жизни" [1896] Чехова). В начале фильма сразу после церемонии окончания Гарварда (1870) одетые с иголочки выпускники кружат своих подруг в бесконечном вальсе Штрауса. И почти сразу же нас переносят на 20 лет вперед в провинциальный Вайоминг - дыру, которая и штатом то стала буквально на днях (1890) и окружена такими же дырами: Монтана (штат с 1889), Южная Дакота (штат с 1889), Айдахо (штат с 1890), Юта (штат с 1896) - в котором главный герой проведет большую часть жизни рядом с грязью и дикостью. Прием явно взят из "Космической одиссеи 2001" (1969), где сцена с тем же вальсом ("На прекрасном голубом Дунае"), подчеркивающим красоту развитого общества, соседствует с кадрами первобытной жестокости. Но жестокостью нашего героя не проймешь, иначе все эти годы он бы не прослужил законником в округе Джонсон и не сожительствовал с девушкой пониженной социальной ответственности, которая содержит бордель. Хотя поддерживать порядок становится все труднее - благодаря Гомстед-акту сюда, на необжитый запад США, за дешевой землей хлынула масса бедняков. Они то и дело нарушают закон, особенно часто угоняя скот богатых землевладельцев: одни - по дикости, другие - чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Богачам это в любом случае надоело и они стали нанимать лихих людей, дабы те расправлялись с ворьём. Наконец, они добиваются разрешения правительства на радикальную меру - ликвидировать 125 бедняков (большую часть населения округа Джонсон), для чего наняли армию из 50 головорезов. Разумеется, герой фильма становится на пути нуворишей. Эта тема - опустившийся герой защищает от богачей диковатое захолустье - уже была представлена в кино, особенно во времена расцвета ревизионистских вестернов: "Великое молчание" (1968), "Маккейб и миссис Миллер" (1971), "Жизнь и времена судьи Роя Бина" (1972). Проститутки прилагаются. Но помимо них в нашем кино есть и иммигранты - они, собственно, и составляют львиную долю населения округа Джонсон. Взаимодействие цивилизованных "белых людей" с чужаками, творящими жесть - вообще излюбленная тема Чимино, явно навеянная дилогией "Крестный отец" (1972/4). Почти в каждом фильме - "Год дракона" (1985), "Сицилиец" (1986), "Ловец солнца" (1996) - он дает широкую панораму "их нравов" (приправленных иностранной речью без перевода), диковатых забав и труднопреодолимых барьеров между ними и нами. Особенно близок "Вратам рая" главный шедевр Чимино - "Охотник на оленей" (1978) с его ярковыраженными славянскими мотивами. Оттуда же взята и основная концепция фильма: блестящее торжество в начале -> уход героя в жутковатый мир чужаков -> возвращение потрепанного героя в свой мир уже без всякого торжества. Оттуда же пришел и лучший друг главного героя (в исполнении того же актера - Кристофера Уокена) со своей уютной избушкой, с которым герой соперничает за руку непостоянной девушки. Но если в "Охотнике на оленей" Уокен играл нормального "нашего" парня, подвергшегося роковому влиянию чужаков, то тут все наоборот: Уокен - иммигрант, пошедший в услужение к белым богачам (он один из нанятых ими убийц), но вовремя одумавшийся и вставший на путь добра. Хотя это не спасет его от трагической гибели a la "Deer Hunter" - изменники обычно плохо кончают. Правда, во "Вратах рая" пал он красиво - вместе с приятелем (в исполнении Микки Рурка, чья карьера началась всего несколько месяцев назад) он защищал свою свободу (в данном случае символизируемую той самой одинокой избушкой в степи) от надвигающейся цивилизации (в лице богачей и нанятых ими 50 убийц) и был изрешечен пулями. Прямо как в "Бутч Касседи и Саденс Кид" (1969). А вот избушка не пропала даром - уже через год от цивилизации ее будет оборонять Чарльз Бронсон в рэмбообразном "Death Hunt" (1981). В общем, богатеи не шутят, поэтому неудивительно, что на сопротивление решились не все жители округа Джонсон - некоторые во главе с мэром посчитали, что лучше затаиться или договориться с гангстерами, бросив их жертв на произвол судьбы. Разговор делегации этих "миролюбов" с главным героем и его желание бросить службу в таком дрянном местечке сильно напомнил мне "Высокий полдень" (1952). Особенное примечателен последний аргумент мэра: "Власти же все равно добьются своего" - полная безысходность, как в уже упоминавшемся "Великом молчании". Но все же у большинства джонсонцев хватило ума и храбрости на борьбу. А наш белый герой наспех обучил их тактике и спланировал хитрую атаку на врага - прямо как в "Великолепной семерке" (1960)! Или даже нет - в "Семи самураях" (1954), где одни воины помогли крестьянам отбиться от других воинов. А тут один "белый и элитный" помог иммигрантам отбиться от других "белых", нанятых "элитными", но... тоже не смог остаться с победителями и вернулся в свой мир. Что ж, он сделал большое дело и заслуженно прошел через врата рая. Хотя... в каком-то подобии "Райских врат" он был и в Вайоминге - так назывался клуб развлечений, где иммигранты и примкнувшие к ним "белые" катались на коньках - бюджетное развлечение, доступное для самых небогатых граждан, трогательно показанное в бесконечном множестве картин (например, в "Рокки" (1976), где как и в нашем фильме был красивый эпизод, когда весь каток принадлежал только герою и его возлюбленной) и высмеянное как забава для низких бездушных пошляков в "Рассвете живых мертвецов" (1978). В "Рассвете" герои, оставшиеся Личностями, не на жизнь, а на смерть противостоят "пошлякам", но в нашем фильме симпатии режиссера явно на стороне последних - развлекательный центр не даст себя на поруганье снобам! Тем более, что владеет им Джефф Бриджес - звезда фильма "Последний киносеанс" (1971), где городишко, чьим сердцем служит маленький развлекательный клуб, также стоит на грани гибели, но также не сдастся без боя! Не сдавался без боя и фильм Чимино: несмотря на полный провал как в прокате, так и у критиков, он нашел своего зрителя - в том числе среди режиссеров и сценаристов. Отблеск "Врат рая" пал на самые разнообразные произведениях: "Pale Rider" (богачи наняли головорезов, чтобы покончить с городишком, а на защиту встал пришелец, чье прошлое связано с ними), "Robocop 3" (компания нанимает преступников, чтобы разобраться с горожанами и эмигрантами, а на их защиту встает детище компании), "Final Fantasy 7" (компания в верхнем городе притесняет бедняков из нижнего и даже планирует уничтожить целый сектор трущоб, а на защиту несчастных встает выходец из элиты, имеющий шашни с хозяйкой бара "Seven's Heaven"), "Последний самурай" (западный человек живет среди чужаков, проникается их нравами, сражается с ними против вестернизированной армии, а в конце находит свой рай), "Солнечный удар" (беспощадная бойня недалеко от места, где герои еще недавно так радостно катались на коньках) и т.д. Кропотливый труд талантливого человека никогда не пропадает даром! Конечно, о таком многослойном фильме как "Врата рая" Майкла Чимино можно говорить бесконечно, но, увы, я должен быть краток - надо дать слово и другим участникам форума. Какие у вас впечатления от "худшего кино", дорогие друзья? P.S. Если вас заинтересовал сюжет фильма, он основан на реальных событиях - Johnson Coumty War (1889 - 1893) широко известна любителям американской истории и массовой культуры. О ней написано немало книг и снято немало фильмов и некоторые из них куда объективней "Райских врат", которые несмотря на все свои художественные достоинства, даже не пытаются претендовать на историческую достоверность.