В этом году вышло продолжение Warhammer 40000: Space Marine - игры с которой я в 2011 году начал знакомство со вселенной бесконечной войны в мире мрачного далекого будущего. До знакомства с этой игрой я слышал про стратегии серии Dawn of War в этой же вселенной, но весь этот махач людей, орков, эльдаров, тиранидов и прочих некронов мне тогда был совсем непонятен. Первый Space Marine же был сюжетным экшеном про брутальных космодесантников, рубящих в капусту с помощью пиломечей и болтеров орды космических орков, поэтому оказался для меня доступной точкой вхождения в мир Вархаммера. С того момента я прошел множество игр по Warhammer 40000, включая серию Dawn of War, да и вообще довольно плотно подсел в том числе и на фентезийный вариант Молота Войны. Так что продолжения истории капитана космодесантников Тита из ордена Ультрамаринов от наших разработчиков из питерского подразделения студии Saber Interactive я очень ждал. Правда Тит более не капитан ультрамаринов, т. к. в конце первой части Инквизиция обвинила его в ереси и сослала на 100 лет служить в Караул Смерти (Deathwatch)— орден космодесантников, служба в котором, с одной стороны, является великой честью, а с другой стороны наказанием. Честью — поскольку Караул Смерти это что-то вроде спецназа среди космодесанта, которому достаются самые сложные и ответственные задания. Наказание — повышенная вероятность погибнуть при выполнении таких заданий. Впрочем, волею судьбы Тит все же возвращается в ряды ультрамаринов с понижением звания до лейтенанта. Ну а дальше классическая Вархаммеровская завязка — есть очень важная планета с очень крутым чудо оружием, на которую внезапно нападают полчища тиранидов (местные зерги). Поэтому задача лейтенанта Тита и двух его подчиненных захватить данную технологию, попутно уничтожая инопланеную заразу и еретиков. И вот тут-то кроется главное отличие Space Marine 2 от Space Marine 1 – вторая часть это кооперативный экшен. Но на самом деле кооператив здесь ни коим образом не идет в минус игре, поскольку напарники нормально вписаны в сюжет, по-разному относятся к Титу и его немногословности о прежней службе (и особенно об обвинении в ереси), постоянно ведут диалоги между собой и с протагонистом и комментируют происходящее. В общем это ни разу не ситуация с коопом а-ля Lost Planet 2, когда вместо нормальных персонажей под управлением игроков были безликие болванчики. Сюжетная кампания здесь, как и в первой части, линейная и короткая, примерно часов на 8-9, но зато насыщенная. Игрок проносится через отлично выполненные с визуальной точки зрения уровни, аннигилируя врагов человечества сотнями на фоне готичных имперских городов, гигантских заводов, джунглей и других локаций. Благодаря тому, что Saber Interactive наработали опыт на World War Z, им удалось сделать так, что во многих сценах тираниды реально бегут на позиции космодесанта и Имперской гвардии огромной ордой, в котором каждый жук это действующая боевая единица, а не просто спрайт для создания массовости. Тираниды ползут гурьбой по стенам и роем кишат в воздухе, что выглядит круто и передает атмосферу катастрофы, с которой сталкивается любой мир, оказавшийся на пути прожорливого роя. В плане игровой механики новшеств немного, ты также бежишь по уровням от арены к арене, уничтожая врагов (численность которых выросла) и периодически прерываясь на сюжетные сценки или отвлекаясь на сбор аудиодневников. Ближнего боя все также много, но теперь в игру завезли механику парирования, правда довольно простенькую, т. к. окна для парирования довольно большие. Плюс теперь можно отбросив врага в ближнем бою добить его выстрелом из пистолета. Как и раньше, казнить ошеломленных врагов, выпуская им кишки пиломечом или разрывая на части голыми руками, это жизненная необходимость, только вот теперь казнь восстанавливает лишь броню, а здоровье восполняется аптечками, либо на контрольных точках. Ульта Тита с временным увеличением урона и восстановлением здоровья в бою осталась на месте. На паре уровней дают полетать на прыжковых ранцах, кое-где надо удерживать контрольную точку или защитить какой-то объект. Была даже ситуация из разряда Plague Tale, когда надо было отгонять от своих товарищей сотни тиранидов огнеметом. Ну и жирные боссы тоже имеются. Силы Хаоса в виде еретиков и демонов чуть усложняют игровой процесс во второй половине игры за счет большего запаса живучести. В перерывах между заданиями персонажи теперь тусуются на космическом корабле космодесанта, где можно посмотреть еще пафосных сюжетных сценок и выбрать себе набор экипировки перед отправкой на очередное задание, либо… сменить режим игры в специальном терминале. А варианта тут два — дополнительные кооперативные PvE миссии, в которых раскрываются события сюжетки с точки зрения других отрядов космодесанта, либо отправиться рубиться в PvP. В PvE-миссиях ты проходишь уровни в компании еще двоих игроков, но в отличии от одиночного режима здесь есть подразделение на классы бойцов и прокачка, открывающая новые перки, оружие, улучшения для него, а также элементы и раскраски силовой брони. Каждый класс обладает своей уникальной способностью и доступным классом оружия: обычный солдат сканирует помещения на наличие врагов за стеной, снайпер может становиться невидимым, а солдат поддержки с пулеметом может ненадолго создавать силовой поле, закрывающее его и союзников от всех снарядов. Причем в одном матче не может быть два игрока с одним классом, обязательно нужно выбирать разные. PvP такой же бодрый, как и в первой части. В нем устраивают замес две команды по 6 человек, одни играют за «правильных» верных Императору человечества космодесантников, а другие за космодесант Хаоса. Кроме стандартного deathmatch присутствуют еще несколько режимов с захватом флага и удержанием контрольных точек. Как минимум в deathmatch игры находятся быстро. Оптимизация у игры довольно неплохая, на конфиге из Ryzen 7500f, 32GB DDR 5 и RTX 4060 проходил ее на высоких настройках в 1440p с DLSS на качество почти все время, пришлось скинуть разрешение только ближе к концу, когда в кадре было огромное количество врагов в сопровождении тонны спецэффектов. Игра полностью локализована на русском языке, что неудивительно, поскольку ее делали наши люди, да и само по себе издательство Focus Home Interactive плевать хотело на все санкции и спокойно продолжает продавать свои игры в России. Повесточка в Space Marine 2 есть, но ооочень лайтовая. Проявляется она лишь в мультирасовой команде космодесантников, состоящей из белого, черного и азиата, а также в одной на всю игру женщине-командире Имперской Гвардии. Ну и в плане атмосферы Вахи Saber отработали на 5: простые солдаты обращаются к космодесантникам исключительно "милорд" и падают на колени в их присутствии, капелланы космодесантников читают своим братьям проповеди о губительности ереси, Имперская Гвардия бросается в суицидальные атаки, увешанные аугментациями техножрецы надменно смотрят на кожанных мешков, а хаоситы яростно желают скинуть Императора-трупа и верят в безграничную мощь своих богов. Все как надо. Минусов у игры, как по мне, всего два: 1. Оружия вроде бы много, но некоторые стволы при стрельбе ощущаются одинаково. 2. Монетизация скинчиков, большую часть сетов брони ты не откроешь без покупки. В общем, Space Marine 2 это тот же брутальный сюжетный экшен эпохи Xbox 360 и PlayStation 3. И это хороший такой комплимент, учитывая то, во что за прошедшие годы превратилась игровая индустрия, и в особенности ААА-продукция, полная повестки, шаблонных открытых миров с аванпостами и джаггернаутами, а также гринда на десятки часов. Да, в Space Marine 2 нет чего-то инновационного, но игра Saber Interactive дает тебе именно то, чем были хороши игры в то время — концентрированный экшен и сюжет без размазывания игрового времени на ненужную возню с гриндом. А после прохождения основной сюжетки можешь опционально догнаться PvE коопом и PvP баталиями. Учитывая, что я в этом году не так уж много играл в новинки, Space Marine 2 для меня одна из лучших игр 2024 года.