Наиграл уже за 20 часов, пожалуй этого достаточно, чтобы более менее сформулировать первые впечатления. Это самый необычный Total War за последние несколько лет. Да взять хотя бы, то, что сеттинг игры не связан с историческими периодами, в данном случае действие игры происходит в очень подходящем для серии мире бесконечной войны - Warhammer Fantasy Battles. Нынче между собой воюют ну очень отличающиеся фракции. И пусть их пока всего 6 (Империя, Гномы, Зеленокожие, Вампирские Графства, Бретония и Хаос, последний идет исключительно с DLC "Chaos Warriors", хотя есть в игре изначально), но мечников Империи ну не как не спутаешь с воинами Хаоса, как например в случае с солдатами остготов, вестготов и прочих варваров в Rome 2 или Atilla. И это только то, что касается внешнего вида обычных солдат, а ведь в игре теперь есть еще и монстры и боевые машины, в том числе летающие. Есть фракции в которых присутствуют как все виды войск, так и фракции в которых один или более разновидностей отрядов может отсутствовать, но это компенсируется качеством и выбором других юнитов. Также каждая фракция не может захватывать все территории подряд, а лишь территории определенного типа. Помимо значительных внешних различий между армиями, существуют еще и некоторые отличия в механике прохождения кампаний. Но об этом позже. Пока начну с основного. Выбирая для начала кампании фракцию вы выбираете и одного из нескольких легендарных лордов, который возглавит ее армию. Причем лорды в Total War: Warhammer это не хлипкие генералы из прошлых частей игры, которые носятся в окружении свиты и прячутся за спинами солдат - это действительно могучие воины, храбро идущие в бой и способные своими ударами раскидывать врагов направо и налево, подобно Саурону во вступлении к первому фильму из трилогии "Властелин Колец". Участие в битве лорда теперь реально способно переломить ход сражения, а не ограничивается лишь влиянием на мораль армии. Участвуя в битвах лорды получают уровни за которые дают очки навыков, которые потом можно вложить в различные ветки способностей. По ходу прохождения кампании они получают различные полезные предметы, спутников дающих определенные бонусы и даже личный транспорт. Например, император Карл Франц начинает воевать с врагами Империи на своих двоих, но со временем его можно усадить на коня или даже на грифона. Новые армии также возглавляют лорды, но рангом пониже. К слову, выбор легендарного лорда в начале игры влияет еще и на некоторые бонусы для фракции. Казалось бы, почему бы не назвать лордов просто героями? А потому что в игре есть и герои - переименованный вариант бывших агентов и проповедников. Причем ассортимент героев довольно неплох, только одних магов несколько видов. Так почему же их переименовали? Да потому, что теперь они не только могут мешать врагу на карте кампании, но и сами могут участвовать в битве. И тут мы подходим к еще одному нововведению - магии. Герои могут оказывать войскам различную поддержку на поле боя, например, призвать какой-нибудь огненный вихрь. Но тут главное удачно выбрать момент - ведь вихрь может пойти не в ту сторону и вместе с вражескими солдатами заодно зажарить и ваших. Экономика стала попроще, т.к. за каждое выигранное сражение теперь дают золото, кроме того, в кампании появились сюжетные битвы за прохождение которых также дают неплохие суммы. Большой набор вариантов построения войска сократили лишь до "ближний бой впереди" и "стрелки впереди". Морских сражений тоже нет, но на фоне эпичных наземных сражений об этом не сильно вспоминаешь. Ну а теперь подробнее о фракциях. --------------------- В Total War: Warhammer пока имеются следующие фракции: 1. ИмперияИмперия Зигмар (она же просто Империя) - самое большое государство людей Старого Света. Свое название Империя получила по имени своего героического и легендарного основателя - Зигмара. Чем он так прославился? Тем, что в тяжелый для людей момент смог объединить их племена, создал сильное государство и свершил множество подвигов. Со временем Зигмар стал объектом религиозного поклонения имперцев. Так что прототипом Императора Человечества из вселенной Warhammer 40,000 является именно он. Если же провести параллель из истории, то Империя Зигмар скорее является этаким аналогом Священной Римской империи, т.к. имена жителей и названия поселений явно немецкие, управляется страна не только императором, но и курфюрстами, а периодический разброд и шатание в рядах имперцев делают эту фракцию еще более похожей на нее. На момент начала игры Империей правит недавно получивший власть в руки император - курфюрст рейкландский Карл Франц. Ему предстоит объединить разваливающуюся Империю воедино и дать бой орочьим ордам и толпам нежити из Сильвании, а самое главное - подготовиться к вторжению с Севера армий Белых Ходоков Хаоса. По механике игры Империя является самой "стандартной" для Total War нацией. Развиваем экономику, обустраиваем города, нанимаем войска, захватываем новые территории, раздаем титулы, etc. Войска Империи не обладают ярко выраженными сильными или слабыми сторонами, здесь всего в меру - разнообразные базовые/продвинутые юниты ближнего и дальнего боя, кавалерия ближнего и дальнего боя, неплохая артиллерия и маги, из любопытных юнитов следует отметить наличие рыцарей на демигрифах и паровых танков. Империя может захватывать поселения людей и вампиров. 2. ГномыКоролевство гномов возглавляет король Торгрим Злопамятный. В прозвище гномьего короля ярко отражена одна из отличительных черт народа гномов - помимо трудолюбия и искусного владения ремеслами, маленькие, но гордые бородачи помнят (и даже записывают) все обиды, которые когда-либо были им нанесены чужаками и не могут спать спокойно, пока не отомстят. Так что у гномов список целей это не просто список целей - это Великая Книга Обид. Если например какая-нибудь вражеская армия захватит ваше поселение, то к уже имеющимся в книге целям добавится задание отбить потерянные земли и уничтожить того, кто ее захватил. Если долго тянуть с расплатой за обиды и они будут накапливаться, это будет сказываться на вашей внутренней и внешней политике, другие лорды гномов станут относиться пренебрежительно, а население на подконтрольных игроку территориях сначала будет что-то недовольно бурчать себе в бороды, потом кричать "Торгрим, введи войска!", а потом и вовсе может поднять бунт. Второй особенностью игры за гномов в кампании является их возможность рыть подземные тоннели. Если для большинства других фракций гора на пути к вражескому поселению это досадная проблема из-за которой придется делать нехилый крюк в пару ходов, то для гномьей армии это мелочь, достаточно перевести ее в режим перехода под землей и вуаля - на следующем ходу препятствие будет преодолено. Ну а в целом, армия бородачей отличается о той же Империи полным отсутствием конницы и копейщиков. Кроме того, гномы не используют в бою магию и более малочисленны. Но это компенсируется хорошей экипировкой и стойкостью их воинов, более продвинутой артиллерией и наличием огнеметчиков и вертолетов Гномы могут захватывать поселения других гномов и зеленокожих. 3. ЗеленокожиеЗеленокожие - орды орков и гоблинов ведет в бой кровожадный военначальник Гримгор Железношкур. Зеленокожие поклоняются богам-братьям - Горку и Морку. Горк олицетворяет жестокость и хитрость, а Морк хитрость и жестокость. Чуете разницу? Даже если нет, то в целом это довольно злобные боги. Таким образом, религия зеленокожих определяет их отношение к жизни и соответственно геймплейную механику - орочьи орды должны постоянно с кем-то драться. Так что дипломатия при игре за орков забивается в дальний угол, хотя и в принципе возможна. Например, какой-нибудь жалкий гномий князек взмолится о пощаде и предложит вам деньги и мирный договор. Морк подсказывает, что это хорошая сделка и ее можно принять. А Горк велит сразу же после этого вторгнуться на его территории снова и на этот раз таки выщипать бороду. Религией не запрещено. Суть в том, что чем больше орочья армия сражается и побеждает, тем больше ее показатель боевого духа. Когда этот показатель доходит до высокого уровня, а в армии состоит не менее 17 отрядов, то начинается Waaaghh!!1. В переводе с орочьего это крупный военный поход. Вы наверняка спросите "И че?". Так вот. Когда начинается Waaagh!!1 к вашей основной армии добавляется... Та-дам! Еще одна армия! Причем дополнительная армия это не пара-тройка отрядов, а полностью укомплектованная орда. И все это зеленое счастье совершенно бесплатно. Правда есть один минус - армия Вааагха!11 управляется AI и отдавать ей приказы неудобно. Но если орки не воюют, а сидят на месте без дела, то они начинают нести небоевые потери, т.к. это народ воинственный и долгое отсутствие сражений доводит их до того, что они просто начинают резать друг друга в драках. Так что выбор воевать или не воевать при игре за эту фракцию практически не возникает. Как и гномы, зеленокожие умеют рыть тоннели под землей и таким образом преодолевать возникающие препятствия. Основу орочьей армии составляют собственно орки и гоблины в самых различных вариантах, начиная от орков с топорами и заканчивая гоблинами ездящими на крупных пауках. А еще в их армии есть тролли, великаны и гигантские... нет... ГИГАНТСКИЕ пауки. Гоблины более многочисленны и очень дешевы, но и эффективность у них так себе, а боевой дух настолько слаб, что они порой разбегаются чуть ли не от нескольких артиллерийских залпов. Орки это тот контингент из которого стоит составлять основу армии. А орки делятся на пацанов и четких пацанов, а еще короч есть типа чиста конкретные стрелячие пацаны и пацаны на боевых кабанах. Внатуре говорю! Вообще, чОткий перевод при игре за зеленокожих крайне доставляет. Спойлер: Например Ну и конечно же весело управлять катапультами с гоблинами-камикадзе. Четкие пацаны селятся на землях принадлежащих таким же реальным пацанам, а также бородатым карликам. 4. Вампирские ГрафстваВампирские Графства - некогда были провинцией Сильвания в составе Империи, однако после гражданской войны за императорский престол отделились. Возглавил их бывший имперский курфюрст Влад фон Карштайн, который увлекался некромантией и прочей чертовщиной, да и вообще в итоге стал вампиром. В одном из походов против Империи Владик несмотря на бессмертие таки откинул копыта, правда не без помощи своего наследника Манфреда. Так что на момент событий игры главным в Вампирских Графствах является именно он - Манфред фон Карштайн (к слову, его тоже убивали). Манфреду подчиняются вампиры, некроманты, скелеты, зомби, злые духи, упыри, летучие мыши, волки и толпы прочих нечистых тварей. Главной особенностью вампирской армии является, то, что направляемым волею некромантов мертвецам неведом страх и они не бегут с поля боя. Пусть они слабы, но ведь и дешевы. И после каждой битвы их ряды восполняются быстрее, чем армии смертных. Но вот юнитов способных сражаться на расстоянии у вампиров совершенно нет. Совсем. Зато есть неплохая конница, летающие вурдалаки и даже огромные летающие ящеры-зомби! Плюс ко всему, один вид этой армии снижает мораль у вражеских войск. Если у других фракций процесс пополнения армии осуществляется лишь заказом нужных отрядов в поселениях на дружественной территории, то вампиры могут мгновенно призвать несколько отрядов мертвецов с помощью ритуала воскрешения. Причем делать они это могут не только на своей территории, но и на вражеской. Но бесконечно таким образом набирать массовку для нового сезона The Walking Dead не получится, ибо призвать можно только определенное количество отрядов на территории, а потом "популяция" трупов должна восстанавливаться. Ну а ускоряет этот процесс война. Более того, некроманты могут понемногу воскрешать мертвецов прямо на поле боя. Из этого вытекает очевидный для опытных охотников на нежить лайфхак - некромантов нужно стараться валить первыми. А еще Госдеп вампиры могут подстрекать население противника к восстаниям путем распространения грантов скверны. Вампиров интересуют провинции принадлежащие другим вампирским кланам и Империи. А вообще, Манфред стремится убрать со своего пути Карла Франца и самому занять императорский престол. 5. ХаосСуществующие в Варпе боги Хаоса стремятся завоевать материальный мир и с легкостью находят себе последователей, желающих сражаться за них в обмен на разные ништяки. Всего существует 4 бога хаоса: Кхорн - бог крови и войны. Нургл - бог болезней и разложения. Тзинч - бог перемен и интриг. Слаанеш - бог похоти и наслаждений. Каждое божество Хаоса ищет себе чемпионов через которых они смогут реализовывать свои амбиции и планы. Но единым кандидатом от них является чемпион Хаоса имя которому Архаон. Именно Архаон Навеки Избранный поведет армии темных богов в бой, сокрушит государства Старого Света и бросит их к ногам своих владык. У Хаоситов очень крепкая пехота ближнего боя, состоящая из высоких и крепко сложенных людей, сильная конница, боевые колесницы, демоны и монстры, как мелкие, так и огромные. Еще у Хаоса имеется пара зарескиненных юнитов скопипащенных у Зеленокожих - тролли Хаоса и великаны Хаоса. Уязвимой стороной этой могучей орды является небольшой выбор юнитов дальнего боя (только конница) и артиллерии. Что касается режима кампании, то особенностью данной фракции в ней является полное отсутствие поселений. Хаоситы реально представляют собой кочевую орду, которой не нужны никакие крепости. Юнитов они нанимают путем переведения армии в режим лагеря, всяческие постройки строятся также в этом режиме и переносятся с места на место вместе с ордой. В виду отсутствия поселений, вся экономика при игре за Хаос хорошо выражена в словосочетании "воруй-убивай!", ибо завязана на мародерстве и грабежах, так что денег довольно много уже в начале игры. Ну а проблем с дипломатией у хаоситов еще больше, чем у орков, ибо их люто-бешено ненавидят реально все. Правда Хаоситы в отличии от других фракций не могут с ходу нанять еще одного лорда и сразу воевать на нескольких направлениях. Для того, чтобы нанять нового командующего нужен избыток населения, а он тратится еще и на доступ к более высокоуровневым постройкам, поэтому возникает дилемма - потратить очки избытка населения на улучшение прежней орды или же нанять нового лорда и получить возможность расширить фронт боевых действий. Древо технологий у хаоситов имеет несколько отличается от других фракций, строго говоря, это даже не технологии, а ветки ритуалов поклонения богам Хаоса и для того, чтобы открыть новое направление в ней нужно не просто щелкнуть на открывающей путь к новой ветке технологии иконке, но и выложить определенное количество денег. Например, за начальные ветки нужно выложить 10 000 золота. Армии Хаоса нельзя долгое время держать рядом, ибо их солдаты действуют согласно лозунгу "Больше крови богу крови!" и начинают устраивать разборки друг с другом, так что при тесном соседстве двух армий численность воинства начинает падать. Также как и вампиры, приверженцы Хаоса могут распространять скверну на вражеских территориях и баламутить местное население. 6. БретонияБретония - еще одно королевство людей. На этот раз это скорее фентезийный аналог средневековой Франции. Правит в ней король Луан Леонкур (Львиное Сердце). Бретонцы это нация рыцарей, которая любит турниры и верит в Священный Грааль. Много об это фракции сказать не получится, ибо она не является играбельной в кампании (хотя и присутствует на карте), а выбор юнитов у нее небольшой - всего 9. Отличительной чертой армии бретонцев является полное отсутствие мечников или пехоты с топорами, а самым необычным юнитом являются рыцари на пегасах. Creative Assembly обещают в одном из бесплатных контент-паков доработать ее и сделать играбельной в кампании. --------------------- ГРАФОН™ не шибко отличается от того, что было в Total War: Atilla. Оптимизация по старой доброй традиции фиговая - в момент релиза она была примерно на уровне Atilla с патчами. Но к чести Creative Assembly стоит отметить, что в этот раз у них карта кампании не тормозит . Ну а вообще, с момента релиза выпустили уже пару патчей и ситуация слегка улучшилась. В одном из патчей в качестве бесплатного контента добавили Вампирским Графствам новую тяжелую кавалерию - Кровавых Рыцарей. Самое главное - что CA настолько чтит свои, кхм, "традиции", что даже в игре по Warhammer умудрилась вырезать кровищу и продать ее в качестве DLC с каноничным названием "Blood for the Blood God". Кхорн недоволен такой монетизацией! К слову, через пару дней уже повится новая DLC-фракция и это будет не бесплатно доделанная Бретония, а Зверолюды, за которых придется выложить 669р. Но как по мне, лучше бы они сделали играбельным Кислев - ведь эта страна в мире Warhammer является неким обобщенным образом славянских государств. Конечно, в большей степени России. Уж очень хотелось бы поуправлять медвежьей кавалерией . Вот это DLC я бы однозначно купил. Спойлер За доллар. --------------------- Вот такие пироги. Total War: Warhammer получился очень непохожим на предыдущие игры серии, где-то что-то добавили, где-то урезали, но в целом вышло довольно круто. Может на более поздних этапах игры станет скучнее, но пока что все отлично. Ну и раз Creative Assembly теперь не сковывают себя лишь рамками исторических периодов, то было бы неплохо в будущем увидеть официальный Total War по "Властелину Колец" или "Игре Престолов". Или хотя бы использование наработок из Warhammer в создании Total War по Первой Мировой войне.
Меня в играх данной серии всегда напрягал один момент - когда, допустим, сходятся в бою два отряда пехоты, то непосредственно сражается только пяток-другой солдат, которые находятся в самом первом ряду, а все остальные, те что позади, тупо стоят и ковыряют в носу, пока первый ряд не убьют. Как с этим обстоит в данной игре? И как вообще дела с AI, такой же тупой, каким он обычно бывает на релизе у данных игр, и который доводят до ума десятками патчами, чтобы через год можно было более-менее осмысленно играть?
Все так же. Первый ряд в ближнем бою сражается, а остальные ждут своей очереди, грозят издалека оружием или просто хаотически носятся за спинами товарищей . Честно говоря, я до выхода Вархаммера никогда не покупал Total War на старте из-за кучи багов (взял сразу только аддон Fall of the Samurai для Shogun 2), поэтому здесь точнее сказать не могу. Если сравнивать с Atilla, то в битвах на средней сложности все примерно также. А вот в кампании AI потупее, чем в предыдущей игре. В Atilla игрока так и норовили разорвать чуть ли не на старте, тут легче, в том числе и за счет увеличения источников поступления доходов в казну. Правда с последним патчем над AI в кампании уже начали работать и он теперь создает военные альянсы (причем даже между разными расами), если начинаешь с ходу вести активную экспансию).
Короче всё как обычно. Ждём год, потом покупаем играбельную версию. Графически я смотрю игра тоже не шибко продвинулась вперёд от предыдущих частей...
Потихоньку проходил кампанию за Империю. Шел себе к успеху, захватывал города и провинции, присоединял другие имперские княжества на правах конфедерации, мочил орков, вампиров, эльфов, бомжей с северных пустошей и опять вампиров. И вроде бы все хорошо, государство достигло внушительных размеров, у меня как минимум 5 укомплектованных легионов, но... Вдруг с Севера вторгаются несколько отборных армий хаоситов, но кроме этого мне ВНЕЗАПНО объявляют войну все фракции орков, зверолюдов и лесных эльфов, плюс дипломатические отношения с гномьими государствами ухудшаются. И получается, что этих 5 армий при таких масштабах государства становится мало и заткнуть все границы невозможно, хотя бы потому что 2 армии стоят на севере против хаоситов, еще 2 осаждают крепости нежити на востоке (и несут небоевые потери из-за скверны вампиров на этих землях), 1 армия борется с повстанцами в глубине страны. А в это время орды зеленокожих разоряют южные провинции. И я не могу снять даже одну армию с востока, т.к. просру осаду и войско тупо не успеет подойти вовремя, пока они оттуда дошагают орки все спалят к херам. Плюс надо бы заморочиться с перевооружением армии, но бабла на это в таких условиях немного, а постройки для топ-тиер юнитов стоят дофига. Бретония завидует масштабам империи и косо смотрит в сторону моих земель и это несмотря на то, что я задабривал их короля подарками. Поэтому продолжаю кидать их королю подачки, чтобы дипломатические отношения не скатились на днище. Такие дела. Кстати говоря, Бретонию разработчики допилили еще в феврале, добавили ей много новых классных юнитов и возможность играть за нее в кампании. Появилось несколько видов мечников, добавили несколько отрядов кавалерии (у бретонцев лучшая конница в игре) и чуток специальных юнитов. Разнообразие лучников расширено за счет вариаций лучников с ядовитыми и огненными стрелами. К артиллерии добавили продвинутую версию требушета. И конечно же для Бретонии сделали уникальную игровую механику в кампании. Я поиграл за бретонцев в кампании немного, но суть такова - это феодальное государство из палаты мер и весов, зацикленное на теме чести и рыцарства, и с по большей части аграрной экономикой, которая работает за счет труда крестьян. Крестьяне трудятся на полях во благо государства, а рыцари в тяжелых доспехах защищают их от различных угроз. Но крестьян также можно призывать в армию, что выгодно по деньгам, ибо стоят они дешево, однако следует иметь в виду, что если призвать слишком много крестьян, то доходы от аграрных построек начнут снижаться. Теперь подробнее про честь и всякие рыцарские обеты. Здесь она играет очень важную роль в плане взаимоотношений с другими бретонскими княжествами и перспективой объединения страны, плюс дает всякие бонусы войскам. Так что воевать в бретонскими государствами, нарушать дипломатические обязательства, отступать с поля боя и совершать другие бесчестные поступки строго противопоказано. Минус здесь состоит в том, что игрока таким образом загоняют в определенные рамки поведения. И самое главное, каждый новый уровень чести дает на несколько ходов возможность призвать на поле боя уникального юнита - Зеленого Рыцаря из бретонских легенд! Это просто имба! У него огромный запас здоровья и хороший урон, а также он невосприимчив к страху. В общем, разработчики молодцы, Бретония действительно крутой получилась. Сдается мне, что такими темпами я пересижу в первой части релиз второй и куплю ее уже с хорошим скидоном)).
Прошел игру за Империю ! Обычно я Total War не прохожу до конца, ибо максимум где-нибудь к 50 ходу попадаю в такую ситуацию, что проще все кинуть и начать заново, ибо люблю сначала завоевать побольше территорий, но потом приходится мучиться с дохлой экономикой неспособной содержать огромные армии. Здесь тащем-та вышло также, но я уже спецом поставил легкий уровень сложности и не добить кампанию на нем было бы не айс, да и игровые фракции слишком интересные в сравнении с обычным Total War, чтобы не попробовать пройти игру еще раз - это вам не выбор между видами германских племен . На кампанию ушло часов 25, ибо времени основательно засесть за игру и пройти ее залпом не было, да и на последних ходах приходилось дофига перезагружаться. Наверное я бы проходил кампанию еще дольше, если бы на распродаже не прикупил DLC "The Grim and the Grave", которое добавляет Империи и Вампирским графствам пару-тройку новых юнитов и знаменитые отряды. Ну и конечно же пришлось в добавок купить DLC "Blood for the Blood God", т.к. хоть и не люблю заносить разработчикам деньги за то, что должно было быть в игре с самого начала, но все же Ваха без кровищи - не Ваха. В конце кампании ситуация сложилась следующая: я поднабрал новых армий и кое-как сумел закрыть дырки на границах, также поднял и экономику, поэтому к моменту главной встречи с хаоситами в районе Кислева (где-то 85 ход) у меня хоть и не было особо навороченных юнитов, но зато было достаточно денег на то, чтобы в случае чего быстро восполнить потери хотя бы одной полной армии. А терять было кого, т.к. после битвы с хаоситами за Прааг там сидел мой самый раскачанный генерал со своим потрепанным войском. Ну я такой подтягиваю еще две армии к городу, ибо момент был подходящий, т.к. хаоситы и их подпевалы из Норски и других северных племен увлеченно занимались добиванием Кислева. Император Карл Франц в битве с лордами Хаоса участие к сожалению не принял, ибо его пришлось отправить в западные провинции гонять мародеров Норски. Орки же в целом мне практически не доставляли проблем - на юго-западе носился один гоблинский предводитель и периодически устраивал налеты на мои территории, ну и еще в районе Сильвании шастал один их агент. Зато агентов Хаоса и прочих мародеров на моих территориях было просто огромное множество, в то время как своих агентов было всего где-то четыре и из этих четырех лишь один более менее опытный. Лесные эльфы как оказалось объявили войну просто для галочки и ни одного их отряда или агента на своей территории я так и не увидел, что не может не радовать. Зато бретонские вампиры из Музильона таки решили отомстить мне за то, что загнал их собратьев из Сильвании в рамки двух регионов. Так вот. Пока две мои армии на севере прорывались к городу через трупы хаоситов (к этому моменту даже удалось завалить двух легендарных лордов) на него ВНЕЗАПНО напал Архаон. И хорошо, что он просто взял город в осаду, т.к. в виду состояния войск находящихся в городе и лорда- командующего и отсутствия стен (город после захвата пришлось отстраивать заново) он бы разбил их без труда. Но зато проблема была в том, что нужно было БЫСТРО уничтожить на подступах к городу 1 армию варгов и придти на помощь осажденным, ибо если не успеть, то к Архаону на помощь подойдет армия еще одного легендарного лорда Хаоса и тогда город будет потерян. И хуже всего, что он будет потерян вместе со всеми армиями. Сначала я как-то вывернулся, уничтожил варгов и сумел подвести войска к городу, шансы моих трех армий + гарнизона Праага против Архаона и его элитных отрядов был 50 на 50. Мои воины одержали победу ценой огромных потерь, но потом что-то пошло не так (не помню что) и я игру опять забросил на некоторое время. Ну а потом на распродаже прикупил DLC "The Grim and the Grave" с новыми юнитами и легендарными лордами. Хоть действительно новых юнитов в нем немного, но они крутые. После того как поиграл новыми юнитами в битвах решил попробовать выйти из тупиковой ситуации с Архаоном. После загрузки кампании оказалось, что я могу не начиная ее заново нанимать новых юнитов и легендарные отряды, что сократило время прохождения на пару дней . Таким образом мне удалось перед решающей схваткой усилить 1 потрепанную армию за счет найма легендарных отрядов и вытащить битву с меньшими потерями. После победы над Архаоном армия последнего лорда Хаоса вообще не доставила проблем. В итоге хаоситы были успешно разбиты и убиты. Но это не все, ведь после победы над Хаосом бывшие союзники (вроде Бретонии) начали рваться вперед за мировым господством, а дипломатические отношения с ними начали ухудшаться, что грозило войной с очень сильным противником. Кроме того, нужно было еще добить Манфреда фон Карштайна и захватить оставшиеся 5-6 имперских областей (а экономика к этому моменту трещала по швам). С Бретонией мне повезло, т.к. она сцепилась с вампирами из Музильона и ей не было дела до моих провинций. Но сами бретонские вампиры пару раз отправляли неплохо укомплектованные армии в мои слабо защищенные регионы. Под конец кампании Музильон нехило шатал Бретонию и даже командировал на мою территорию аж 3 армии, численное превосходство их зомбаков по сравнению с моим пограничным войском и гарнизоном города было двойным, но благо в моей армии было достаточно арбалетчиков, что было хорошим подспорьем в битве с вампирами, потому что у них юниты дальнего боя отсутствуют. В итоге эту битву удалось успешно затащить. Оставшиеся без владельца провинции на фоне этих событий пришлось захватывать как можно быстрее, денег не хватало, поэтому пришлось распустить часть подразделений внутри страны, чтобы меньше денег уходило на их содержание, хотя во многих землях с общественным порядком было так себе. В приграничных с нужными мне землями районах нанимал новых полководев и с парой отрядов отправлял захватывать нужные регионы. Вампирские графства добил силами трех армий (хотя изначально планировал бросить на них аж 5 армий), т.к. к этому времени полудохлый Кислев успел проредить легионы живых мертвецов. Вот так на 93 ходу мне удалось пройти кампанию за имперцев . Ну и еще пару слов о DLC "The Grim and the Grave". Как уже было сказано выше, в нем добавлены новые легендарные лорды и юниты для Империи и Вампирских графств, а также легендарные отряды. Легендарные отряды занимают определенное место в лоре Warhammer Fantasy и по сути являются прокачанными и продвинутыми версиями обычных отрядов (например, обладают какими-нибудь полезными перками), ну и имеют другую окраску в сравнении с базовой версией отряда, хотя и среди легендарных отрядов в плане внешнего вида попадаются любопытные образцы, например рейксгвардия Цинтлера у Империи и следопыты Кенигштайна у Вампирских графств. Пара скриншотов: Лорд Фолькмар Мрачный в окружении религиозных фанатиков флагеллянтов, свободного отряда ополчения и рыцарей пылающего Солнца. А это уже некромант Гельман Горст и новые вампирские труповозка и колесница. Если кому-то интересна история легендарных отрядов Империи и Вампирских графств, то рекомендую посмотреть эти видео.
К релизу второй части я все же успел пройти игру практически за все доступные расы. Собрал Империю в единое государство под управлением Карла Франца и избавил мир от угрозы Хаоса, мстил за многочисленные обиды народа гномов под руководством Торгрима Злопамятного, а затем перерезал всех этих низкорослых бородачей на стороне орды зеленокожих и варбосса Гримгора Железношкура, после чего повел в бой легионы мертвецов и нечисти Сильвании во главе с графом-вампиром (и заодно некромантом) Манфредом фон Карштайном на земли Империи и сделал его новым императором, а потом вступил в конфликт на стороне рыцарей Бретонии и короля Луана Леонкура, посылая на смерть толпы простолюдинов и организовывая рыцарские походы. Ну а потом прошелся огнем и мечом по половине всей карты, сжигая города и устраивая побоища во славу Хаоса вместе с Архаоном и его закованными в тяжелую броню армиями почитателей темных богов и демонов. Не прошел игру только за две расы - Зверолюдов и Лесных эльфов. Хоть в Total War: Warhammer игровые расы и значительно различаются, но меня задушила жаба отдавать по 400р. за них на распродажах, а тем более брать по полной цене, ибо это перебор. Сейчас речь пойдет о еще одной DLC фракции, которую Creative Assembly выпустили перед выходом второй части, а именно - Норска. Братья бури куют топоры их ведет за собой Ульфрик гордо и если один крикнет "Скайрим!" миллионы ответят "Для нордов!" © Интернет-творчество Норска - это варварские племена людей, живущие на территории суровых холодных северных земель Старого Света, где помимо холода и голода каждый из северян рискует быть разодран в клочья крайне недружелюбными созданиями населяющими этот регион. Поскольку родина северян к ним не ласкова, менталитет у них получился соответствующий - среди них прежде всего ценятся умелые воины и охотники, способные убить как можно больше врагов и чудовищ и заработать себе славу среди соплеменников, а в идеале своими свершениями обратить на себя внимание богов Хаоса и удостоится их даров. Северная земля скудна, поэтому племена норски в основном живут за счет морских походов на своих драккарах в земли цивилизованных государств и разграбления их поселений. В общем, если в двух словах, то Норска это такие местные викинги. Причем настолько суровые, что их пехота даже в лютые морозы бегает полуголой, лол. Поначалу может показаться, что армия норски это рескин воинов Хаоса, тут действительно следует признать, что в данном DLC Creative Assembly уже начали повторяться, т.к. у Хаоса и Норски много одинаковых юнитов, в частности базовые мародеры норски и мародеры с тяжелым оружием, а также вся конница дальнего боя, тролли Хаоса и т.д. Но это впечатление ошибочное, поскольку если уж и говорить о рескине, то выполнен он отлично, да и уникальных для норски юнитов наберется более 12 штук. Только в обычной пехоте уже достаточно новых юнитов, в частности мародеры-копейщики, мародеры с метательными копьями и метательными топорами, берсерки, которые в бою впадают в неистовство и со временем начинают получать нехилые баффы в этом состоянии, а также топ-тиер вариации бронированных мародеров с топорами и щитами, а также двуручными секирами. Но уж где Норска разворачивается по полной так это в количестве разнообразных зверей и монстров, ибо в рядах северян присутствуют стаи ледяных волков, воины-оборотни вульфхеднары (в двух вариантах - быстрые без брони и с броней, но несколько более медлительные), которые рвут на части вражеские ряды и в особенности кавалерию и монстров, двухглавые ледяные змеи, пикирующие в гущу врагов с высоты, ледяные тролли, два отряда воинов из странной расы фимиров и аж три вариации боевых мамонтов. В особенности конечно тащат вульфхеднары и мамонты, последние я бы даже сказал имба. А еще есть герои: норскийские шаманы, оборотни и фимиры-маги. Артиллерия у северян отсутствует, но при таком количестве боевых тварей она им и ни к чему. Армия Норски отличается от Хаоса еще и тем, что почти у всей пехоты отсутствует толковая броня, что делает северян уязвимыми для юнитов дальнего боя. А еще некоторые юниты у них обладают уникальной способностью "обморожение", которая накладывает дебаффы к скорости вражеских юнитов. Тактика при игре за них примерно следующая - основная масса мародеров отвлекает врага, пока мамонты крушат его боевые порядки, а остальные чудовища рвут его воинов с флангов. У Норски есть два легендарных лорда: Вульфрик Странник и король троллей Трогг. Вульфрик является одним из величайших воинов среди норскийцев (если не самым великим), но темные боги прокляли его за излишнее хвастовство и теперь он должен странствовать по всему миру в поисках могучих воителей и побеждать их, дабы доказать богам, что мир еще не видел воина сильнее его. В бою он предпочитает орудовать мечом и его можно спокойно отправить в самую гущу битвы, а еще лучше на дуэль с вражеским лордом, ибо в этом с ним мало кто сравнится, также Вульфрик обладает способностью вызывать на поле боя свой корабль "Морской клык", который проносится по строю врагов вдавливая их в землю. Бонусом при игре за него в кампании является снижение стоимости содержания пехоты норски. Обычно тролли являются тупыми существами, но вот Трогга за его коварство и жестокость боги Хаоса наделили редким для тролля умом, что позволило ему выделиться на фоне кличкообразных сородичей. Трогг является сильным героем ближнего боя и одним взмахом своей дубины раскидывает незадачливых противников пачками. Кроме того, он может в буквальном смысле поливать их блевотиной, причем в отличии от своих собратьев струя блевотины у него довольно мощная. Бонусом при игре за Трогга на карте кампании является уменьшение стоимости содержания монстров и различные бонусы направленные на их усиление. В кампании за Норски присутствует достаточно интересных механик. Например, для победы необходимо достичь максимального уровня служения одному из богов Хаоса, сжигая поселения и возводя обелиски во славу того или иного бога. Каждый из богов дает свои уникальные бонусы для войск, а при достижении максимального уровня служения кому-либо из них могут открываться мега-полезные баффы или даже уникальные юниты, которых можно использовать только в режиме кампании. Но стоит иметь в виду, что остальные боги завистливы и если вы в итоге сделаете окончательный выбор в пользу одного из них, то нужно быть готовым к мести остальных богов. В отличии от Хаоса северяне могут строить и развивать поселения, однако здесь есть нюансы. Захватывать любой регион они могут только у себя на Севере (к слову, процесс объединения северных племен становится легче, если победить вражеского вождя, после этого он с радостью войдет в конфедерацию), а в других землях могут лишь основывать форпосты в прибрежных поселениях, вне Севера перестраивать под полноценные поселения они могут только столицы провинций. Кроме того, ветка экономических построек у норски практически отсутствует, поэтому финансовая необходимость подталкивает игрока к заработку с помощью налетов на вражеские регионы и разграбления поселений. Но это еще не все. Северяне также имеют доступ к книге Monstrus Arcanum, в которой перечислены самые опасные существа Старого Света, они могут вести охоту на них, проходя специальные цепочки квестов и получать за это кругленькую сумму денег, а также доступ к нескольким уникальным юнитам и множеству отличного по характеристикам лута для полководцев. Причем даже после победы в основной кампании есть чем заняться, например, можно послать нахрен Архаона и самому стать главным воителем Хаоса. В общем, очень хорошее DLC получилось. Но и это не все, к своему 30-летию Creative Assembly выпустили бесплатно набор уникальных отрядов для Зверолюдов, Лесных эльфов, Бретонии и Хаоса, в нем многие юниты конечно отличаются лишь перками и текстурками, однако не менее 5 юнитов сделаны действительно уникально и выделяются на фоне оригинальных отрядов. Ну вот, теперь можно спокойно дожидаться кровавых битв уже на территории Нового Света .