Понемногу играю в Троецарствие. Игра в целом нравится, сеттинг Древнего Китая у разработчиков получился отлично, да и новые игровые механики довольно интересны. Троецарствие, игра посвященная одноименному периоду китайской истории, начало которому было положено в 190 г. н.э., когда империя династии Хань погрязла в коррупции и разваливалась на части, чем пользовались многие военачальники, дабы упрочить свою власть на конкретной территории, а в перспективе и примерить на себя титул нового императора. Империя Хань в итоге распалась на 3 больших государства – Вэй, Шу и У, которые долгое время соперничали между собой за право объединить Китай. По периоду Троецарствия в Китае есть два распространенных источника – летопись “Хроники Троецарствия” и популярный в народе роман под названием “Троецарствие”. Если первый это полноценный исторический источник (собственно на основе которого и написан роман), то второй это уже художественное произведение “по мотивам”. В соответствии с этим разработчики сделали два режима игры: 1. Режим романа – в нем герои сражаются на поле боя самостоятельно и раскидывают одним ударом нескольких врагов сразу, пусть это не так зрелищно как в Total War: Warhammer, но тоже вполне себе норм. Кроме того, в режиме романа герои могут вызывать друг друга на дуэли и вот там-то они показывают кунг-фу высшего сорта, наблюдать за которым одно удовольствие. Если полководец потерпит поражение в дуэли или сбежит, то это негативно сказывается на боевом духе армии. 2. Режим хроник – стандартный Total War, где полководцы присутствуют на поле боя в окружении телохранителей и не могут вызывать друг друга на дуэли. Таким образом, разработчики одновременно угодили и любителям прежних частей и любителям Warhammer. Нравится кунг-фу – играй в режиме романа. Не нравится – играй в режиме хроник. Лично мне больше по душе режим романа. ====================================================================== В Троецарствии сделан очень сильный упор на полководцев. Полководцы разделены на несколько классов, каждый из которых обладает своей специализацией, баффами и уникальным списком доступных юнитов. Например, класс великий воин специализируется на борьбе с врагом на передовой и для него доступен большой набор разнообразных копейщиков. Класс стратега не предназначен для прямого столкновения с врагом, но зато эти полководцы обладают большим набором лучников и арбалетчиков, доступом к требушетам, а также способностью серьезно усиливать своих стрелков. Из такого разделения военачальников в плане доступных видов войск вытекает еще одно нововведение в битвах – дружины. Теперь армия формируется из максимум 3 генералов, каждый из которых может командовать уникальным для него набором войск. В каждой дружине может быть до 6 отрядов. В игру вернулись различные боевые построения войск, такие как черепаха, круговая оборона и т.д. Карты для сражений стали больше и AI ведет себя в битвах более продуманно, больше пытается использовать в свою пользу окружающую обстановку, например, прячет солдат от стрел в лесах или пытается поджечь деревья огненными стрелами, если ваши войска находятся в лесу. Ну а вышеупомянутые дуэли полководцев могут быть хорошим подспорьем, если на вашей стороне есть сильный воин, который сможет победить своего оппонента и тем самым деморализовать противника. Разнообразие войск в игре довольно приличное, если учитывать, что она как и Total War: Shogun 2 про гражданскую войну. Всего в ней где-то 30 разных отрядов – мечники, копейщики, топорники, пехота с гуань-дао (что-то вроде нагинаты) лучники, арбалетчики, кавалерия ближнего и дальнего боя, требушеты и т.д. Есть элитные юниты, которые и валят врагов бодро, и смотрятся довольно круто, например Защитники Земли стреляющие взрывающимися стрелами. И это количество юнитов без учета наличия вариаций вышеуказанных хунвэйбинов с незначительными отличиями, и без фракции желтых повязок, которая идет в качестве DLC (его давали за предзаказ и в первую неделю после релиза бесплатно), у этих граждан еще 7 уникальных юнитов наберется точно. Хотя конечно после того разнообразия, что было в Total War: Warhammer весь этот набор смотрится не столь впечатляюще. ====================================================================== Теперь о режиме кампании. Фракций в привычном понимании в игре нет. Игрок выберает конкретного персонажа, который обладает своей стартовой позицией, стилем игры и приоритетами, а также несколькими уникальными юнитами или постройками. Первую кампанию начал проходить за генерала Цао Цао, т.к. этот персонаж обладает расширенными возможностями в дипломатии, а именно постепенно восстанавливающимся доверием если совершаешь вероломный поступок, а способностью провоцировать войны между разными фракциями. На данный момент отыграл уже 70+ ходов за 20 часов, отхватил себе приличный кусок территории и вступил в коалицию с несколькими другими правителями и на протяжении всего этого времени игра подкидывала различные интересные ситуации. В кампании важную роль играют отношения между вашим правителем и полководцами. Полководцы обладают своими желаниями и предпочтениями, хорошо относятся к одним персонажам и недолюбливают других. В зависимости от уровня счастья полководца он будет либо эффективнее проявлять себя на службе, либо будет постоянно недоволен и в конце концов может даже предать своего повелителя и перейти на сторону противника. Для того, чтобы генералы были довольны нужно учитывать их пожелания, раздавать им должности или предметы, отправлять в армии к персонажам с которыми они находятся в хороших отношениях. Дипломатия стала более глубокой. Теперь в игре есть больше параметров для заключения разных соглашений. Игроку в конкретных цифрах показывается вероятность с которой вы можете заключить соглашение о праве прохода, поставках продовольствия, заключить выгодный брак и тем самым расположить к себе семью важного персонажа и т.п. И самое главное – в меню дипломатии теперь можно обмениваться территориями. Правда тут есть и минус связанный с обновленным интерфейсом, который проявляется в том, что игрок теперь не видит сразу отношение одной фракции к другой. Сдаешь себе ход и вдруг союзник предлагает тебе объявить войну какому-нибудь Сунь Выню или Жуй Дую, который вообще непонятно где находится, с кем еще воюет и с кем в союзе состоит. Вот и думай стоит ли впрягаться. К слову, союзы стали теперь более продвинутыми. Вы можете заключать коалиции (т.е. временные союзы) или долгосрочные альянсы. Но в одностороннем порядке приглашать кого-то туда невозможно, для этого требуется согласие большинства участников, тоже самое касается и исключения из союза. В общем, союзы заключаются, преобразуются или распадаются. Такая “Игра Престолов” на минималках. К заключению союзов и системе вассалитета так или иначе придется прибегать, т.к. карта Китая огромная и захватить все в одиночку задача довольно трудная. Разработчики перетащили в Троецарствие несколько хороших идей из весьма неоднозначной Thrones of Britannia. Набор войск происходит мгновенно, но собранный отряд изначально малочисленный, поэтому ему необходимо время, чтобы полностью укомплектоваться. Еда играет важное значение для развития городов и при осадах, теперь вы не можете держать вражеский город в осаде бесконечно, т.к. у вашего войска могут закончиться припасы и оно само начнет голодать. Агентов в привычном понимании в игре нет. Ими в принципе могут быть любые персонажи при вашем дворе, если вы дадите им соответствующее поручение – стать губернатором провинции или наладить шпионскую сеть в тылу потенциального противника. Изменились битвы в режиме засад. Теперь совершенно необязательно сражаться до последнего, если вас застали врасплох, а можно попытаться просто сбежать от врага к точке эвакуации пожертвовав несколькими отрядами, но спасти большую часть войск. ====================================================================== Несмотря на то, что игра только недавно вышла, она ломает устоявшийся стереотип о серии, т.к. в Total War: Threе Kingdoms в кои-то веки хорошая оптимизация на старте. Играю на высоких настройках и картинка выглядит очень неплохо. Правда жаль, что мой конфиг не вытягивает максимальный размер отрядов – если его включить, то масштабность битв резко вырастет, т.к. в одном отряде в среднем будет аж 240 солдат. Толпа солдат с множеством знамен на фоне утреннего солнца и небольшого тумана где-нибудь на лесной поляне смотрится классно. Карта кампании также выглядит красиво, неоткрытые области отображаются в виде этакого рисунка, также на глобальной карте реализована смена дня и ночи. ГРАФОН™ имеет два стиля на выбор – более цветастый стиль романа и более темный стиль хроник. Без минусом тоже не обошлось - анимация боев оставляет желать лучшего, действительно круто сделано только поединки полководцев, а остальные солдатики показывают бои чуть лучше, чем в Warhammer. И это при том, что еще в Shogun 2 2011 года выпуска самураи устраивали такой махач, что аж загляденье, а в Троецарствии такая вот фигня. Ну и конечно же нет крови и расчлененки на старте. Игра полностью переведена на русский язык, но если есть желание, то для аутентичности можно поставить китайскую озвучку. Кстати, при каждой загрузке советник теперь кратко рассказывает о произошедших недавно событиях. ====================================================================== В общем, Троецарствие получилось вполне достойным продолжением серии. Да, это не Medieval 3 и не Warhammer 3, которых многие ждут, но играть в нее интересно как за счет нового сеттинга, так и за счет новых геймплейных механик. Жду DLC на кровь.
И, традиционый уже вопрос - во время сражений опять, как на протяжении уже двадцати лет, сражается только первый ряд воинов, а все остальные стоят и травят анекдоты, ковыряются в носу и плюют в потолок? И это тоже кочует из серии в серию. Когда уже сделают нормальную анимацию и подтянут наконец графику - непонятно. Это да, Medieval 3 хотелось бы. Но в китайцев может тоже поиграю, когда допилят и DLC подкинут.
Прошел кампанию за Цао Цао. Царство Вэй пришло к победе под моим чутким контролем на 151 ходу. Старикан даже сумел пережить многих своих врагов и дожить до полной победы . Начиналось все непросто, денег не хватало и приходилось долгое время бегать с одной полной армией и периодически вкладываться в гарнизоны в поселениях. Чуть поправив экономику и задавив первоочередных противников, я нанял еще пару армий. К этому времени удалось создать коалицию с двумя соседями - Юань Шао и каким-то Лю и таким образом отбиваться от общих врагов. Настало время экспансии. Такую возможность мне предоставил братец Юань Шао по имени Юань Шу, владения которого находились западнее моих. Юань Шу до этого чуть ли не каждый ход уже в начале кампании требовал от меня признать его императором, но каждый раз получал отказ. Он захватил бывшую резиденцию Дун Чжо в Чаньане и заодно малолетнего императора. А захват императора дает фракции огромного, но слабого вассала – империю Хань. Пока Цао Цао воевал с Юань Шу его жена периодически рожала новых наследников. У Цао Цао еще в начале кампании был наследник Цао Пи, но его семья расширялась быстро. И это подозрительно, т.к. жена была назначена губернатором столицы, а Цао Цао там не был уж как несколько лет . Юань Шу в итоге был повержен и запросил пощады. Императора я так и не отбил, но подписал с ним мирный договор и отправился в столичный регион, т.к. южнее столицы обосновались повстанцы из желтых повязок, а с ними нельзя нормально вести дела. Желтые повязки оказались неожиданно сильным противником (у них ОЧЕНЬ быстро восстанавливалась армия после боя) и пришлось бросить против них все 3 своих армии. Иногда в нашу коалицию пытался вступить миролюбивый Лю Бэй, но мы отвечали отказом. Мне это было не особо выгодно, т.к. в перспективе я собирался от него избавиться и присвоить его земли себе. Тоже самое касалось земель слабой империи Хань. На каком-то ходу Лю Бэй запросил у меня право прохода армии и предложил за это хорошую сумму бабла. Я согласился и вернулся к прежним делам: продолжал шатать империю Хань и принуждать к вассалитету слабых правителей. И тут неожиданно Лю Бэй, про которого я уже к этому моменту забыл, захватывает резиденцию императора, и империя Хань становится его вассалом. Воевать одновременно с ним и империей было фиговой затеей. Кроме того, мои союзники, которые еще на прошлом ходу слали его нахрен, ВНЕЗАПНО решили пригласить его в коалицию. Пришлось согласиться на это, дабы не получить штраф к дипломатическим отношениям с ними. В общем, некоторое время мы были союзниками, впрягались друг за друга и мочили общих врагов. Но через десяток-другой ходов мои союзники также внезапно решили выставить Лю Бэя из коалиции на мороз, чему я был несказанно рад. Но прежде чем начать с ним прямую войну решил натравить на него зализавшего раны Юань Шу, предложив ему поставки риса и кругленькую сумму. Благо экономика к этому моменту уже позволяла отыгрывать госдеп с рисовыми печеньками . Юань Шу хорошенько вломил Лю Бэю (который за это время нажил себе и других врагов) и я уже предвкушал как начну оттяпывать у него территории, но вдруг он предложил мне стать моим вассалом. И я согласился, т.к. к этому моменту он прошляпил контроль над империей Хань, а регулярные денежные поступления от такого вассала явно не были лишними. Далее я продолжил захватывать новые территории и обзаводиться новыми вассалами, но беда пришла откуда не ждали – мои союзники стали враждебно относиться к Цао Цао из-за быстрой территориальной экспансии. И тут я понял, что проблему надо решать радикально, т.к. близился час, когда Цао Цао сможет объявить себя царем и заявить права на императорский престол. В этой ситуации я решил использовать уникальное умение Цао Цао к дипломатическому манипулированию и провел следующую многоходовочку: 1. Рассорил моих союзников по коалиции между собой, в результате чего у Юань Шао бомбануло и он из нее вышел. 2. После этого я заплатил Лю бабла и риса, чтобы вместе с ним начать дербанить земли бывшего союзника. 3. Вместе нападаем на Юань Шао. 4. !!!???? 5. PROFIT! И пока мы с настоящим союзником отрывали от бывшего союзника новые территории, Цао Цао набрал достаточно авторитета, чтобы объявить себя императором. Начался период Троецарствия. В период Троецарствия я вступил в полнейшем хаосе – на севере война с Юань Шао, на северо-западе еще куча мелких враждебных княжеств + желтые повязки. Конкуренцию моему Царству Вэй составили Царство Шу и Царство Ба. Такая вот ШуБа . С ними сразу же началась война. Добив Юань Шао я начал постепенно продвигаться на юг, дабы захватить вражеские столицы и низложить лжеимператоров. По ходу дела удалось путем дипломатии аннексировать империю Хань и офигенно расширить свои границы. Но был и минус – вместе с территориями мне досталась куча мелких и практически небоеспособных армий, которые нехило прожирали бюджет. Так что по деньгам на несколько ходов ушел в минус. В тылу начались восстания желтых повязок, которые помогал подавлять уже выросший к этому времени наследник престола Цао Пи. Но несмотря на эти проблемы мои армии продолжали захватывать одну вражескую провинцию за другой. Войско Цао Цао к концу игры было укомплектовано многоцелевыми лазурными драконами (луки + гуань-дао), а также открывшимися при достижении титула императора элитными Защитниками неба с гуань-дао и Защитниками земли с разрывными стрелами, поэтому рвало всех на своем пути. Царство Шу после захвата их столицы превратилось в Герцогство Шу и через несколько ходов запросилось ко мне в вассалы. Вскоре было повержено и Царство Ба. Таким образом Цао Цао стал единственным законным императором Китая . После прохождения кампании игру оцениваю на 8 из 10. Теперь возьму на некоторое время перерыв, а там уж начну второй раз проходить за желтых повязок .