На 1up появилась статья об отличиях между игровыми культурами Запада и Востока. Или почему в американских топ-чартах игры с крутыми парнями и с огромными пушками, а в азиатских топ-чартах жрпг. Большая, основательная, интересная, просто отличная статья. (eng)
Запад стремится приблизить игру к реальности, сделать более похожей на нашу жизнь. Восток делает игры более похожими на игры, он не пытаются перенести нашу реальность, а создают новые миры.
Раньше еще французы отличные и нестандартные игрушки делали. Another World aka Out Of This World/Heart Of Alien, Flashback, Dreams To Reality, City of the Lost Children (точно название не помню, но что-то около того), Little Big Adventure и другие И не восток, но и не стандартные западные игрушки, а своё, чисто французское, казалось бы разные люди, разные студии, но общее было - атмосфера.
Можете меня пинать, но я всё-таки считаю, что в настоящее время западная игровая индустрия идёт по пути активного самокопирования, как бы боясь свернуть со старой, "накатонной" колеи жанра и геймплея и лишб изредко появляются "просветы", которые, правда иногда заканчиваются провалом. Восточная игровая индустрия же менее консервативна и часто готова идти на смелые решения. За это я её и люблю. На счёт "приблизить игру к реальности" написано, на мой взгляд, не совсем правильно. На востоке тоже бывают отличные попытки "приблизить к реальности". Примеры тому - Shenmue или тот же MGS. Другое дело, что это происходит реже, чем на западе, но, заметьте, с большим успехом.
С конца 90-х западная игровая индустрия усиленно имитирует и подражает кино, причём жанровому и зачастую второсортному. Что с одной стороны дало хороший прирост почитателей данного вида развлечение, но вместе стем оказуалило индустрию и вывело игровой процесс в раба стиля и сюжета. Не правда, восточная игровая индустрия, как многие тамошние индустрии (кино, музыка) предельно консервативны как минимум по культурным особенностям. Если мы не видим всего однобразия анимешной и игровой продукции Японии, это не означает что она разнообразна. Хотя чем больше рынок, тем больше потредность в оригинальных идеях, и они конечно они там появляются. Но в целом 90% всей продекции предельно предсказуемы. Shenmue не есть реалистичная игра, в ней ментше реализма чем даже в бравых боевиках Тома Клэнси, которым до реализма ой как далеко. Тем не менее, творения Клэнси претендует на актуальность и имитацию реальных боевых действий, а Shenmue по своей культурный натуре больше мифическая легенда, чем социальная драма. Хоть повествование и проходит в 80-х в реальном городе, но сама подача истории ни в коем случаем не претендует на реализм. Не зря я упомянул о Splinter Cell выше, потому как MGS совершенно другая игра. Если первая пытается базироваться на реальности, то вторая это чистый миф. И речь не только о стиле повествования который даже не претендует на реалистичность, а о самой подаче. Да и вообще как можно говорить о реальности в игре, где агент спасает мир от мега-робота попутно моча откровенно пафосных анимешных боссов (про первую часть в частности). Вообщем MGS можно назвать одной из первых игр, что удачно вплела кинематограф (в данном случае провосточный, но с вплетением америкаского милитаризма) в игровой процесс. Наверно творение Коджимы до сих пор является одним из лучших интерактивных фильмов. Который даже стыдно причислять к этому жанру, потому как игровой процесс в отличие от собратьев по разуму там на высоте и играет не меньшую роль чем сюжетные вставки. Сестрой будет Shenmue - намного более разнообразная и многостороннzя, но из-за этого не такая цельная и не во всём удачная. А последователем, частично, во многом обновления старинного жанра квест, Farengheit ака Indigo Prophecy. Кстати когда-то Крис Робертс помнится с Wing Commander в жанре космической саги (читай прямой последователь Стар Трека в видеоиграх) занимался продвижением аналогичной идеи.